0
1276
Газета Культура Интернет-версия

13.09.2002 00:00:00

Секс-символ на амбразуре

Тэги: лунгин, фильм, олигарх, машков


Разумеется, свой новый фильм "Олигарх" Павел Лунгин показал сначала VIPу. Действо проходило в кинозале Центрального дома литераторов и привлекло не так уж много VIPа - действующих олигархов замечено не было, если не считать таковыми Михаила Лесина и Евгения Киселева. Прохаживалась пара братьев Гусманов, рассекал толпу вездесущий Ярмольник, тусовались телевизионщики разного калибра. Тем не менее в короткой приветственной речи режиссер сладко польстил собравшимся, назвав всех пришедших в определенном смысле олигархами. "Вас настолько мало, что в зале полно свободных мест, - заключил Лунгин, - и именно ваше мнение повлияет на мнение простых зрителей". Ну что ж, коль скоро автора этих строк на один вечер ввели в высокие олигархические сферы...

Павел Лунгин - режиссер серьезный. В том смысле, что снимает всегда абсолютно всерьез, без халтуры, сюжет сбивая крепко и как-то по-крестьянски основательно. Остается добавить, что так было раньше, когда сделанные на постперестроечной волне "Такси-блюз" и "Луна-парк" оказались своевременной художественной публицистикой. За "Такси-блюз" Лунгин, как известно, даже получил приз за режиссуру на Каннском фестивале. С тех пор прошло много времени. Лунгин осел во Франции, но российской действительностью интересовался весьма живо. Результатом живого интереса стала лакировочная "Свадьба" про жизнь шахтерского городка и про то, что бедность не порок, что заскорузлые шахтеры, безнадежные алкоголики и бывшие проститутки любить умеют, но при одном условии: если они русские. Миф о загадочной русской душе не давал режиссеру покоя. Следующим шагом в освоении загадочной русской души стал "Олигарх", экранизация бестселлера Юлия Дубова "Большая пайка". Прототипом главного героя, бизнесмена Платона Маковского (Владимир Машков), вероятнее всего, стали Борис Березовский и его товарищи по ЛогоВАЗу, хотя Дубов утверждает, что Платон - образ собирательный. Впрочем, это не так принципиально. Сама по себе история превращения молодых математиков-интеллектуалов в воротил и магнатов, безусловно, интересна. По сути, это история новой России. Группка друзей, во главе которых - Платон Маковский, финансовый гений, а заодно красавчик, немножко гусар, любитель чужих жен и водки из горла, и есть те самые люди, которые сделали Россию такой, какой мы сейчас ее видим. Еще более интересной могла бы стать тема обретения денег: чем туже набиты карманы, тем скуднее любовь, чем больше нулей в сумме счета в швейцарском банке, тем меньше друзей. Да и не остается никого из друзей, с кем когда-то, пятнадцать лет назад, начинали свой копеечный перестроечный бизнес: писали чужие диссертации, варили джинсы, вязали веники. Все пали жертвами прожорливого золотого тельца. Один Платон уцелел (если не считать дружка-предателя), да и то - почти виртуально: для всех - погиб, похоронили, могилка даже есть. И вот сидит он, сломленный Кремлем и ФСБ, на собственной могиле, пьет водку из горла. Идти некуда, кто умер, кто предал, в Кремле - бандиты, в ФСБ - убийцы. А тут еще милицейский патруль по кладбищу проезжает: чего тут сидишь? Да вот, на собственной могиле водку пью. А те его - хрясь, хрясь - и дубинкой до полусмерти. За то, как объяснили, что похож. В смысле - на того, кто на надгробной плите. Вот классовая ненависть и до ночного кладбища докатилась. Хорошая была бы концовка. Но Павел Лунгин и Александр Бородянский, видно, страдают общей и плохо поддающейся лечению хворью наших кинематографистов - остановиться вовремя не умеют. Настрадавшийся Платон, избитый, преданный, загнанный в угол, которого зритель уже готов всем сердцем полюбить всей своей загадочной русской душой, вдруг устремляется к шоссе, где разворачивает в обратную сторону встретившийся на пути кортеж "Мерседесов", плюхнувшись в один из них. "В Москву", - коротко бросает он. Тут хочется голоса Копеляна за кадром: "Штирлиц возвращался в Берлин. Он ехал работать". Но Штирлицу из русской народной сказки было позволительно и не такое. Русскому же олигарху лучше быть не там, где на него покушаются с завидным постоянством. Но нет, решает Лунгин, фиг тому, кто думает, что олигарх - он и в Африке олигарх. Наш, российский воротила - классный парень со сложной, но в целом чистой душой и, как всякий русский, любит кидаться на амбразуру. Честно говоря, вообще сомнительно, что есть концептуальные любители кидаться на амбразуру, а если даже и есть, то процент олигархов среди них наверняка ничтожен. Одним словом, опять режиссера потянуло на кисленькое - урожай клюквы в фильме знатный. Кстати, в романе Юлия Дубова и концовка другая, и акценты совершенно иные. Впрочем, об этом "НГ" уже писала (см. "НГ" от 09.08.02).

Выбор Владимира Машкова на главную роль понятен - он, как нынче любят выражаться, харизматичен. И секс-символ, разумеется (господи, и кто их только назначает этими символами?). А значит, полюбит зритель и главного героя, которого, как уверен режиссер, не полюбить нельзя. Логика Лунгина такая: "Вот у нас почему-то думают, что если богатый - значит, обязательно плохой. Я хотел показать, что это не так". Хочется ответить контрлогикой: "Вот Лунгин почему-то думает, что если богатый - то обязательно хороший, сложный и несчастный. Вряд ли это всегда так". Харизматичный и сексуальный Машков, с некоторой ленцой вспоминая систему Станиславского, на протяжении всего фильма (кроме начала, где все молоды и по-козлиному восторженны) играет значительность. Синеватая небритость, пробивающаяся седина, взгляд исподлобья и заиндевевшая мимика - вот, пожалуй, и все, что нужно настоящему олигарху. И еще обязательно присутствующий во время всякой трапезы ананас на столе. Эй, кто хорошо знаком с бытом олигархов? Они обязательно ананасы едят? Если еще и рябчиков жуют - совсем плохо их дело.

В оправдание Машкова заметим, что его окружение играет еще хуже. Бледные тени, друзья жизни и заклятые враги, с тихим шелестом проносятся по экрану за главным героем, заштампованные по самую макушку. Злобный кремлевский бандит Корецкий (Александр Балуев) лишний раз напоминает, что злодей должен быть всегда мрачен; провинциальный следователь, ведущий дело об убийстве Платона (Андрей Краско, кстати, и Левани Учанеишвили, играющий ближайшего соратника героя, - самые живые персонажи), непременно честен, имеет внешность Акакия Акакиевича и душу Данко.

Вот так - понадеялся Лунгин на машковскую харизматичность, и опять исследование русской души в тупик зашло. Может, на этом и остановиться известному исследователю?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
531
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2256
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1484
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1111

Другие новости