Если очень постараться - можно сесть на шпагат и почти дотянуться подбородком до большого пальца вытянутой ноги. Как это сделать, учит знаменитый педагог из США Матт Маттокс. Его недавние мастер-классы по джаз-танцу привлекли внимание от Москвы до самых до окраин. Ведь Маттокс (сейчас ему 84 года) был славен еще в пятидесятых. Тогда на родине ему присвоили титул Мастера и сняли в знаменитом мюзикле "Семь невест для семи братьев". С тех пор он работал на Бродвее и успел создать собственную технику джаз-танца, материал для которой находит в самых неожиданных местах: то заглядится на метнувшегося лобстера в аквариуме ресторана, то позаимствует пару-тройку поз у теннисистов на корте. Старик Маттокс исповедует вполне современную идею: джаз-данс - это свободное соединение всего со всем под руководством воображения. И если в результате кропотливой работы в танцклассе ты хотя бы поймешь, откуда у тебя растут ноги, - считай, ты на полпути к успеху.
На уроках в столичной школе современного танца "Вортэкс" мэтр требовал по полной программе. Заставлял делать элементы классического танца (в качестве базовой основы) даже тех, кто никогда не пробовал ни одного классического па. Воплощал в жизнь свой тезис о схожести джаз-данса с кошкой: и там и там - мгновенные рефлексы, постоянная изменчивость состояний, идеальное умение группировать тело. Девушки и юноши, стоя на четырех конечностях, гнули спины, что твой Мурзик. Трудная это наука - джазовая полиритмия: уметь поводить плечами не как цыганка Аза, а совсем иначе. И работать попкой, плотно сжав ягодицы.
...В соседних залах трудились два соратника мэтра, Рик Одумс и Джеральдина Армстронг, чернокожие специалисты по классическому джаз-дансу и афро-джазу. Беседуя с журналистами, спецы сетовали, что у них на Западе джаз-танец "загрязнен и испорчен", то есть увяз в пошлой коммерции и развлекаловке типа подтанцовок в шоу модной попсы. По мнению гостей, у нас все наоборот: российские энтузиасты-исполнители хоть и не знают мировых техник танца, зато бескорыстно рвутся в бой, желая освободить свою телесную энергию и погрузиться в изоляцию с импровизацией (базовые понятия джаз-данса). До чего ж наивные эти американцы! Не видели они хотя бы концертов Киркорова.
А вообще гости мечтают дожить до того, как какой-нибудь великий композитор напишет великую музыку, на которую поставят великий джаз-балет. Пока же мэтрам пришлось довольствоваться итоговым концертом студентов в казино "Кристалл": детишки, подражающие искушенности взрослых, залпы лазерных лучей, томные девушки. И смесь пируэтов с чечеткой под застольные разговоры зрителей: "А Вася вчера проиграл двадцать тысяч баксов".