Город Барнаул еще в XIX веке величали "Сибирскими Афинами". Алтай далеко. Можно сидеть в Москве и чувствовать себя обычным сибирским ослом. Однако нынче праздник - 65-летие края. Вот и получается, что выставка проекта Третьяковки "Золотая карта России" "Из художественного наследия Алтая" очень даже "в тему".
Юбилей есть юбилей: на открытии чествовали Государственный художественный музей Алтайского края, дарили картины и хором пели песню "Моя родина - это Алтай". В залах - бенефис алтайских мастеров кисти Гуркина и Никулина. Гуркин - ученик и близкий друг Шишкина, который скончался у него на руках. Алтайский живописец рисует мифические горные вершины, озера, шаманские ритуалы. Жемчужина его творчества - картина "Озеро горных духов", представленная на выставке. Барнаульский мастер Никулин пишет алтайские пейзажи в импрессионистической манере. Особенно хороша его работа "Аул. Курортники". Плюс в качестве "сибирского" бонуса - алтайские мотивы в творчестве Шулпинова ("Горный пейзаж"), Басманова, авангардистов Древина и Удальцовой.
Открывают же выставку иконы XIX-XX веков сибирского письма. Особое внимание здесь погибшему в сталинской ссылке старообрядческому иконописцу Балыкину, наследие которого и было открыто Алтайским музеем. Далее - русская живопись второй половины XVIII - начала XX. Портреты - Тропинин, Крамской, Чистяков, Маковский. Пейзажи кисти Айвазовского, Боголюбова, Шишкина, Поленова.
На видном месте гордость алтайцев - картина Саврасова "Могила на Волге. Окрестности Ярославля". Произведение стоило сотрудникам музея долгих поисков: последнее упоминание о нем - каталоги первой половины XX. Вернулась в стены родной Третьяковки подаренная Алтайскому музею аллегорическая "Екатерина II" работы Антона Рафаэля Менгса. Может, она и расскажет вам про далекий Алтай.