Вот ей уже и 855. Но ничего, Москва молодеет и обновляется. Да и характер ее уже не тот: не наивная и восторженная, как сто лет назад, а деловая и практичная. Она уже и сама не помнит, какой была. А вот вы можете вспомнить, посетив выставку "Москва Антонины Софроновой". Ко Дню города кураторы выставки - Центр графических искусств - предложили нам увидеть "уходящую" Москву 20-30-х.
Антонина Софронова (1892-1966) интересует кураторов как одна из участников группы художников-авангардистов "Тринадцать". В 1914 году работы Софроновой появляются на выставке "Бубновый валет" наравне с Казимиром Малевичем. В 1924-1925 гг. она приступает к серии зарисовок "Типы улицы НЭПа". "Беспризорник" - озябший, но деловитый мальчонка, угрюмые настороженные "Игроки в карты" с жадными взглядами, суровая "Баба" - одна из пушкинских бабарих, "Сидящий" нищий юродивый жалко съежился на паперти, растерянная "Старуха из "бывших" в старинном чепце и со шляпой в руках - ни дать ни взять Раневская из "Вишневого сада". В этой галерее люмпенов и ловкачей, пролетариев и дворян кружатся лысины, шляпы, носы, ухмылки. А ведь их можно было встретить на любой улице Москвы, пейзажами которой Софронова и занялась в 1930-1935 гг. "Дымы МоГэса" - типичные грязно-розовые фабрики, серая река, пыльная дорога, закоптившееся небо. И снова серые тона и черные силуэты мы видим "В переулках Арбата". "После дождя. У Кропоткинских ворот" зеленеют деревья среди бурой массы дождя, зонтиков и пыли. А багровый "Бульвар вечером" заметно веселее: яркие листья деревьев будто впитали в себя желтый свет уличных фонарей. "В Усачевских банях" обнажилась пышная красота московских тел. Кое-где над черно-белыми набережными, закоулками, заводами виднеются кресты на куполах...
Пока современники Софроновой гремели на выставках типа "Индустрия социализма", сама художница писала причудливые картины Московского зоопарка, акварели по мотивам Белого, Блока и Грина, портреты "бывших" актрис. Цикл "Бывшие" - это своеобразный некролог исчезнувшей дворянской Москве. Благородные, светлые лица актрис, ускользающие из новой жизни, удивленно вглядываются в нас из столичного прошлого. А мы все продолжаем меняться.