Брат Андрей догнал брата Никиту. Через 11 лет после успеха "Урги" (тогда, в 1991-м, Никита получил главный приз - "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля). Одну из основных наград первого в мире кинофестиваля, Гран-при, снова получил член семьи.
Другие семьи приходят и уходят. Только одна, кажется, остается. Это семья Михалковых. Пожизненные гимнопевцы и мифотворцы. Михалков-старший хорошо жил при Сталине, хорошо жил при Хрущеве, хорошо жил при Брежневе... И Путина переживет. Если придется - напишет новую редакцию гимна. Не привыкать.
Сыновья пошли по разным дорогам. Андрей стал кинодиссидентом # 1 Советского Союза. Никита - певцом сладкой барской жизни при "проклятом царизме". И тот и другой воплощали в жизнь заветные чаяния интеллигента. И чтоб папа - генерал (от литературы, как в данном случае) с дачей и связями, и чтоб "все можно", то есть за границу ездить и советскую власть поругивать (хотя бы и в ретроспективной форме). Когда Андрей навсегда уехал, роли их разделились: старший брат оказался в стане "врагов" советской власти (как следствие, любовь к нему радикально настроенной интеллигенции выросла до преклонения). А Никита остался пожизненным "другом" власти здешней, какая бы она ни была.
Со временем младший брат стал "старшим". Президентом Российского фонда культуры. Председателем Союза кинематографистов. Пожизненным агитатором за новых российских президентов. А "младший" Андрей рекламировал витаминные добавки, писал мемуары на тему "Как я жил с А, Б, С и всеми остальными актрисами" и снимал телесериал ("Одиссея" была высшим его достижением в девяностые). Но теперь их места в конъюнктурном забеге сравнялись. Брат Андрей догнал брата Никиту.
Нужно ли этому радоваться? "Дом дураков" - фильм про плохих русских и хороших чеченов. Андрей подыгрывает распространенным на Западе мнениям так же талантливо и рьяно, как Никита удовлетворяет "духовные" запросы Российского государства. Два гения конъюнктуры. Мастера абсолютных попаданий. Если бы они работали на Нью-Йоркской фондовой бирже, то цены им бы не было. Эффективность вложений была бы максимальной.
Но они работают на другой территории - на территории искусства. И правила биржи здесь не срабатывают, даже если игрок талантлив. А братья Михалковы действительно талантливы. Но прошла мода на экзотическую этнографию - и никто не вспоминает "Ургу". Пройдет мода на идиотов - и никто не вспомнит "Дом дураков". Семья Михалковых скорее тормоз на пути российского кино, чем его движитель. Потому что при любой власти они будут хвалить то, чего требует конъюнктура. И ругать - в меру чужого кошелька.
Один хвалит Россию. Другой ругает Россию. Просто у них заказчики разные. Семейный принцип незыблем. Есть заказ - будет и фильм. Семья Михалковых выживет при любой власти.