В Венеции чествуют маэстро Микеланджело Антониони, которому 29 сентября исполняется 90 лет. Ретроспективный показ фильмов включает все работы великого режиссера.
Первые лица мировой режиссуры продолжают собираться на Лидо: Иштван Сабо, Фолькер Шлендорф, Лилиана Кавани, Агнешка Холланд┘ Из популярного у фестивальной публики бара "Лев", который находится на возвышении, напротив отеля "Эксцельсиор", которого обессмертил Висконти в "Смерти в Венеции", прекрасно видно, как знаменитости прогуливаются по набережной и как Карло Лидзани объясняет что-то Джули Делпи (оба - в жюри "Недели критики"). На известные лица можно наткнуться даже в общественном транспорте (автобусе), как я наткнулась на знаменитого аргентинского режиссера Фернандо Соланаса, лауреата одного из Венецианских МКФ (его белый костюм в автобусной давке оказался слегка помятым).
Приемов в Венеции не так много, как в Канне, где они идут нон-стоп с утра до утра и где фестивальную жизнь диктует огромный рынок. Здесь они немногочисленны и эксклюзивны, как, например, прием для членов жюри, устроенный на прелестной вилле компанией "Италия Чинема". Обнаружив на столе рядом с собой изрядное количество бокалов, в которые официанты все время что-то подливали, я не сразу сообразила, что там было несколько разных сортов белых вин, каждое из которых соответствовало новому блюду. Но в принципе фестиваль носит характер вполне демократический, вечерними туалетами никто здесь никого не потрясает, отсутствие бабочки и смокинга не является криминалом. Блеск и мишура праздника не заслоняют основного - кино. Возводимые специально для фестивальных показов гигантские шатры позволяют вместить огромное количество публики. Так что проблем с попаданием на сеанс, как на том же Каннском фестивале, здесь нет.
Задача у Морица Де Хадельна в этом году была очень сложная, поскольку на посту директора фестиваля он был утвержден всего за четыре месяца до его открытия и времени на отбор оставалось совсем немного. Тем не менее конкурс сложился, хоть и не таким ярким, каким хотелось бы его видеть. Безусловных лидеров в нем пока не наблюдается, хотя дело уже идет к финалу. Основными претендентами на "Золотого Льва Святого Марко" являются, похоже, все те же "Сестры Магдалены" Питера Муллана и "Человек с поезда" Патриса Леконта. К ним присоединились "Куклы" Такеши Китано, красивая японская картина, наполненная тайными смыслами и символами, рассказывающая три медленных и тягучих истории о несчастной любви. Осталась, правда, еще пара фильмов, о которых все говорят, в том числе корейский "Оазис", так что, возможно, фильма-призера мы еще не видели.
Из числа претендентов на главный приз, вероятно, можно исключить оба фильма русских режиссеров - "Поцелуй медведя" Сергея Бодрова (невнятную сказку, по сюжету отдаленно напоминающую "Аленький цветочек", где любовь юной циркачки превращает медведя в Сергея Бодрова-младшего) и "Дом дураков" Андрея Кончаловского. То же самое можно сказать и про обе немецкие ленты - "Фюрер Экс" Винфрида Боненделя и "Обнаженных" Дорис Дорри, про итальянскую "Максимальную скорость" Даниэле Викари, про американский "Проклятый путь" Сэма Мендеса и "Фриду" Джули Теймор. Правда, никогда не знаешь, чего ожидать от жюри, тем более такого пестрого по составу, как в этом году, куда входят, например, китайская красавица Гун Ли, советский поэт-трибун Евгений Евтушенко или французский режиссер Жак Одияр.
Вряд ли в число претендентов на Гран-при входит и картина Агнешки Холланд "Джулия возвращается домой", затянутая и с десятью концами. Агнешку Холланд по-прежнему интересует тема "чуда" - здесь в смешанном, католическо-православном варианте. Маленький мальчик заболевает раком - это как наказание за грех, свершенный его отцом, который изменил его матери. После того как врачи сделали все, что могли, молодая мать в отчаянии кидается на поиски народного целителя из российской глубинки (на фестивальном экране вновь звучит русская речь, еще раз подчеркивая большой интерес к России на нынешнем фестивале). Роль блаженного Алексея ("блаженного", кстати, куда более органично, чем Рената Литвинова в роли претендующей на "блаженность" Лары из фильма Веры Сторожевой "Небо. Самолет. Девушка") прекрасно исполняет Лотар Блюто. Алексей исцеляет мальчика, но влюбляется в его маму. Мама уходит от папы, и в наказание за этот грех к мальчику возвращается болезнь, которую народный доктор не может исцелить, потому что в погоне за плотскими утехами он потерял свой Божий дар.
Охота на венецианских львов вступает в завершающую стадию┘
Венеция