Сезон в Большом театре откроется 8 сентября оперой "Турандот". Известие об этом в конце прошлого сезона повлекло за собой слухи о том, нарочно ли Мариинка обогнала Большой на пару месяцев, завершив свой сезон именно этой оперой. Музыкальная общественность разделилась на два противоборствующих лагеря.
Постановка питерцев порадовала качественной игрой оркестра, приятными костюмами и парой удачных сценографических находок. Однако режиссерская работа оказалась неблестящей. Неестественные позы, вымученные жесты... В лагере питерцев бить в колокола было рано. Теперь все зависит от Большого театра. Режиссер московского спектакля Франческа Замбелло приятно консервативна, порой старомодна, амбициозна, влюблена в русский репертуар. В парижской Opera Bastille она поставила прокофьевскую "Войну и мир" с Ольгой Гуряковой в главной роли. Критика не была к ней благожелательна: "Приверженность постановщика к натуралистическим деталям периодически превращала спектакль в театр абсурда... Князь Андрей в первой арии перенапрягает голос, стараясь "перекричать" не только оркестр, но и "шелест" листьев огромного дуба". Несмотря на строгость журналистов, Франческа Замбелло - обладатель множества престижных наград. В их числе приз лондонского театрального общества Olivier Awards за "Хованщину" Мусоргского в Английской национальной опере.
Впервые Замбелло столкнулась с Большим театром, еще будучи студенткой, во время его гастролей на сцене Метрополитен-оперы в середине 70-х. В 1976 году она приехала на один семестр в Москву изучать русский язык и литературу. Она поставила столько русских опер, сколько не ставит, кажется, ни один русский режиссер: "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Черевички", "Евгений Онегин", "Любовь к трем апельсинам", "Золотой петушок", "Леди Макбет Мценского уезда", "Пиковая дама" и другие. Русские оперы обладают своим особым настроением. Как правило, они масштабны, глобальны, трудны для постановщика, как никакие другие (взять хотя бы "Бориса Годунова"). Для того чтобы браться за такие громадины, надо обладать недюжинной моральной, да и физической силой. По сравнению с ними "Турандот" Пуччини с ее мягкими, изысканными, текучими мелодиями, с хеппи-эндом (сказка всегда должна кончаться хорошо) и комедийными персонажами (три министра) - всего лишь трогательная и незначительная в сюжетном смысле история. Однако этой "сказке" свойственны такая жестокость (гибель Лиу) и несправедливость (практически никто не замечает ее смерти), что мурашки бегут по коже. Сама Замбелло говорит о "Турандот" так: "Последнее великое творение Пуччини великолепно подходит труппе Большого театра - его сцене, хору, оркестру, ансамблю. Когда опера кончается, ледяная принцесса Турандот освобождается от своих кошмарных воспоминаний. И я хочу верить, что вместе с принцессой, обретающей человеческий облик, преображается и ее народ. Вместе с художниками спектакля Татьяной Ногиновой (костюмы) и Георгием Цыпиным (декорации) я пыталась создать экзотический и совершенно особенный мир. Мифический, напоминающий Пекин, но без излишнего натурализма".
Партию Турандот в первом составе (8 сентября) исполнит итальянская певица Франческа Патанэ. Также работают над ролью принцессы Людмила Магомедова и Маквала Касрашвили. Роль Калафа репетируют Виталий Таращенко, Сергей Гайдей и Роман Муравицкий. Самую красивую партию оперы, партию рабыни Лиу репетируют Лолита Семенина, Екатерина Василенко и Ольга Чернышева. Дирижер-постановщик Александр Ведерников.
Премьера 8 сентября будет интересна не только иностранкой-режиссером и иностранкой-солисткой, не только тем, что в Большом "Турандот" идет впервые после долгого перерыва, но и тем, что можно будет наконец сравнить на примере одной и той же оперы два лучших театра страны. И, может быть, положить конец спорам.