Александр Митта не делает тайны из бюджета картины (800 000 долларов) и не скрывает, с какой благородной целью (завоевание кинотеатров) названная сумма была потрачена. Новому проекту никак не побить кассовый рекорд главного хита Митты, фильма катастроф "Экипаж". Что, впрочем, не мешает "Субботе" оставаться произведением любопытным, "до понедельника" она доживет точно.
Депутат Дмитрий Земцов (Владимир Симонов) готовился провести осеннюю субботу 1995 года в стенах Госдумы, хлопоча о подготовке закона в защиту малых предпринимателей. Заехал на минуту домой и обнаружил там сюрприз в лице Ивана (Алексей Гуськов), милого друга еще не позабытых студенческих лет. Друг Иван пожаловал не с добрыми намерениями, оказавшись убийцей и похитителем чего-то важного, вероятно радиоактивного, оцениваемого в 12 миллионов долларов и упрятанного в громоздкий серебристый ящик. Чтобы выбраться из города, обмотанный динамитными шашками злодей взял Земцова, его жену Веру (Виктория Толстоганова) и дочку Настю (Маша Абрамишвили) в заложники. Но не расстался с семьей и оказавшись за чертой милицейских кордонов. Ладно, с Верой все понятно - в школярские времена она была любовницей Ивана и сейчас не прочь наскоро изменить увлеченному политикой мужу. А вот ответ на вопрос, чего Ивану на самом деле надобно от старинного товарища Дмитрия, припасен к финалу и разглашению не подлежит.
В то, что Митте в 2002-м исполнилось 69, поверить крайне сложно, все врут календари. На азартного мальчишку он походит больше, нежели на умудренного опытом мужа. Из фильма в фильм демонстрирует такую жанровую эквилибристику, на которую решится не всякий молодой волчонок. И еще. Митта чуть ли не единственный отечественный режиссер, который смотрит не только свое кино, его часто встретишь на премьерах зарубежных новинок. В "Раскаленной субботе" он варьирует расхожий и некогда чрезвычайно модный и результативный для иноземных постановщиков сюжет "яппи в опасности". На русской почве яппи преобразился в депутата; в остальном схема честно отработана. Тот же самый пиджачно-галстучный дядюшка, законопослушный тюфяк, привычный к кабинетным баталиям, но не к рукопашным на открытом воздухе, вмиг выбрасывается из плюшевой повседневности в мир, населенный опасными подонками. Теперь ему приказано выжить и по возможности сохранить семью.
Одним из первых громких упражнений на тему была "Дикая штучка", забавный дорожный триллер Джонатана Демме, на который "Раскаленная суббота" смахивает. Не сюжетом, упаси бог обвинить Митту в плагиате, но настроением. Один из возможных переводов названия старой ленты Демме - "Нечто дикое" - идеально ложится на кинематографический текст Митты. Это действительно нечто, и вполне себе дикое. Митта - режиссер отчаянный, со всеми, кажется, известными жанрами на "ты", - исключая замогильный gore и мясной хоррор, хотя и от них бывал недалек - в населенной драконами "Сказке странствий", например, или в смешном пародийном прологе "Субботы", где граждане-думцы травятся борщом, гибнут в шахте лифта и пинают оторванные взрывом головы своих секретарш. Ну да, это все шуточки, однако их в недистиллированной "Субботе" предостаточно. У Митты вышла гремучая смесь - мелодрама с адюльтером плюс триллер с похищением и политический памфлет, черный, как душа главного врага Земцова, анонимного Олигарха в исполнении незабвенного "товарища Сухова", молодцеватого Анатолия Кузнецова.
"Суббота" - кино неотшлифованное, сырое, как дерн в осеннем лесу, по которому блуждают герои. Кино полумер - Митта признался, что с трудом удержался от искушения окончательно превратить фильм в комедию, испугался, дескать, "тотального цинизма". Зря. Размытость замысла оборачивается десятками досадных мелочей, неточностями (и зачем понадобилось датировать действие 1995-м?), режущими глаз шероховатостями. Лучшие - комедийные, кстати, эпизоды отличаются как раз "тотальностью" и невоздержанностью в средствах. Чего стоит свадьба сельских упырей, едва не одаривших семью Земцовых увесистыми тумаками, или разнузданная вечеринка у Олигарха - с цыганами, бойцами сумо (!) и сакурой, расцветающей одномоментно с динамитным фейерверком.
Основная претензия к "Субботе" - явный miscast, странный и не сказать что удачный подбор исполнителей. Выбор каждого в отдельности понятен: Гуськов и Симонов узнаваемы, они в числе наиболее востребованных сегодня артистов. Виктория Толстоганова - открытие года, звезда без всяких натяжек, красивейшая женщина и талантливая актриса; в театре играла у Ольги Субботиной, Владимира Мирзоева и Кирилла Серебренникова, в кино - у Игоря Минаева, Дмитрия Месхиева и Михаила Брашинского. Одно присутствие Толстогановой на экране способно вытянуть провальный опус как минимум на средний уровень - что и случилось с комедией "Башмачник" не вписывающегося в топовый ряд Владимира Зайкина. Митта, работавший в разное время с русскими (Елена Проклова и Александра Яковлева) и японской (Комаки Курихара) красавицами, мимо Толстогановой не прошел, но партнеров ей выбрал странных. Разменявшие пятый десяток Гуськов и Симонов годятся Толстогановой скорее в отцы, чем в бывших однокурсников.