От отца к сыну
- Михаил, инициатором проекта "Небо. Самолет. Девушка", сценаристом, продюсером и исполнительницей главной женской роли является Рената Литвинова. Как вы попали в ее фильм?
- Во-первых, она - моя кума, крестная мать моей дочери. Во-вторых, мы с ней - соседи по даче. Так что, можно сказать, попал по блату. Но я с детства "блатной", будучи сыном своего отца. К тому же недавно мы с Ренатой вместе снялись в сериале "Граница. Таежный роман" Александра Митты. То, что она делает в кино и на телевидении, мне весьма импонирует. Как актриса она работает "на другом этаже", нежели мы все, - за счет своего природного обаяния, таланта и ума.
- Литвинова действительно довольно загадочная фигура, она стоит особняком в нашем кино.
- Она не особняком стоит, она - на своем месте. Просто она - индивидуальность. Поэтому не укладывается ни в схемы, ни в привычные определения. Но при этом она вовсе не "вещь в себе". Работать с ней легко, Рената - человек смешливый.
- "Небо. Самолет. Девушка" является римейком известного фильма "Еще раз про любовь". Не пугало ли вас, что придется повторять то, что кем-то уже сыграно?
- Не "кем-то", а моим отцом, Олегом Николаевичем Ефремовым. Я играл ту же роль, что в старом фильме сыграл он. Меня совсем не испугало предложение Ренаты воплотить тот же персонаж, и я не был в стане скептиков по отношению к этому проекту. Литвинова влюблена в старый фильм Георгия Натансона, ставший событием 60-х, она переписала сценарий Эдварда Радзинского (получив у автора согласие на исправления), сделала историю любви журналиста и стюардессы более светлой и исполнила роль, в которой когда-то блеснула Татьяна Доронина. А мне было приятно пойти по стопам отца и в то же время сделать что-то по-своему, не копируя рисунок роли. К тому же у меня роль поменьше, чем у него. Честно говоря, я бы хотел тут сыграть того, кого когда-то играл Александр Ширвиндт. Но у Ренаты было другое мнение на этот счет, и я с ней согласился.
- Как проходили съемки?
- Хорошо, интересно. Хотя с группой я как следует пообщаться не успел: у меня было всего три-четыре съемочных дня. Фильм снимала Вера Сторожева, и все же именно Рената Литвинова создавала особую ауру происходящего на съемочной площадке.
Ба-бах...
- Алексей, история, рассказанная в "Змее", довольно необычна для режиссерского дебюта...
- Я прочел в газете о бывшем исполнителе смертных приговоров, о том, как он сейчас тихо живет-поживает и разводит цветы. Заметка мне показалась поверхностной, фальшивой и очень меня задела. Захотелось найти правду. Я сразу сел писать рассказ, который назвал "Ба-бах!". Слово осталось в фильме как приговорка в монологе приговоренного к смертной казни. Рассказ вырос в сценарий, который мы написали вместе с Юрием Солодовым.
- В фильме показано, как в России происходит казнь. Насколько это достоверно?
- Мы рассматривали ситуацию, возможную несколько лет назад, когда смертная казнь в России еще не была отменена. Это лишь версия того, как происходит расстрел преступника, приговоренного к смерти. Когда мы сели писать сценарий, у нас было сорок пять вариантов того, как людей казнят. Потом их осталось пять. Но ни один из них не имеет подтверждения. Скорее ты узнаешь секреты атомного реактора, чем то, как происходит у нас казнь. Об этом не говорит никто и никогда.
- Слово "Змей" имеет много смыслов. Для международного зрителя название переведено как "The Kite", то есть "Бумажный змей"...
- Можно было бы перевести иначе, но ни один из переводов не был бы точным. Да, это бумажный змей, игрушка, которую дети запускают в небо. Но это и библейский змей-искуситель, который искушает и героев фильма, и зрителей сделать свой выбор. Зрители решают: хороший это герой или плохой, оправданны его поступки или неоправданны; убивать ему или не убивать. Название имеет отношение и к "зеленому змию". Не в прямом смысле - к водке, но к общему состоянию жизни, состоянию некоего угара, в котором живет страна. А в угаре разное делается - и хорошее, и плохое.
- Виктор Соловьев, исполняющий главную роль, выглядит на экране весьма убедительно. Но, несмотря на то что он много снимался в кино (включая такие фильмы, как "Комедия строгого режима" и "Лебединое озеро. Зона"), живя в Екатеринбурге, он был всегда "на обочине"...
- Я снимал в Екатеринбурге, и там, с помощью оператора Роберта Филатова, уроженца этого города, нашел актеров, включая Виктора Соловьева. У него большой опыт работы в театре и в кино, так же как и жизненный опыт, что помогло ему органично войти в роль.
- На какую аудиторию вы рассчитываете?
- На тех, кто этот фильм посмотрит. Кто-то в начале фильма уйдет, ведь у каждого свои проблемы, люди не готовы или не хотят смотреть на то, что развлечением никак не назовешь. Меня это не огорчает, мне важны те, кто останется, - фильм для них. В Венеции фильм впервые показывается международной аудитории - и мне крайне любопытна ее реакция. Хоть "мода на нас" на Западе вроде бы прошла, но человеческая трагедия, о которой речь, - это же не предмет моды, и это, надеюсь, понятно всем.
- Тот фильм, который вы сейчас снимаете, похож на "Змея"?
- Только тем, что снимаем мы тоже на Урале, в Екатеринбурге. Но это совсем другое кино. Намеренно не авторское. Хочу попробовать себя в жанре. Это "сердитая комедия" под названием "Правда о щелпах" по сценарию Леонида Порохни. По легенде, на Урале, в районе реки Чусовая, в местечке под названием Серьга, живут "щелпы" (от татарского "щелпа" - мелкая мучная пыль), вредные существа типа леших или кикимор. Но речь не о них, а о четырех друзьях, которые пытаются жить новой жизнью в новой стране.