Золотой конкурс
Бушует водная стихия. Битвы за "Золотого льва", на которого претендует двадцать один фильм, тоже предстоят нешуточные...
Больше половины конкурсантов представляют мировой режиссерский истеблишмент: Стивен Фрирс, Андрей Кончаловский, Агнешка Холланд, Такеши Китано, Патрис Леконт... Имена актеров, занятых в конкурсных лентах, позволяют предположить, что на Венецию обрушится не только наводнение, но и звездопад. У Тодда Хейнса в "Далеко от рая" занята Джулианна Мур, у Патриса Леконта в "Человеке с поезда" - Жан Рошфор. В "Проклятом пути" - Том Хэнкс, Пол Ньюмен, Дженнифер Джейсон Ли. Во "Фриде" - Антонио Бандерас. В "Близко от рая" - Катрин Денев и Уильям Херт...
Новый директор Венецианского фестиваля Мориц Де Хадельн, пришедший из Берлина, верен своим пристрастиям. Пристрастиям к азиатскому артхаусному кино, которое обычно он лично отбирает, и к американскому, которое обеспечивает ему приезд больших звезд. А без них фестиваль не фестиваль. В конкурсе - три азиатские картины (Тайвань, Япония, Корея) и три американские картины (а также несколько лент вне конкурса, среди них - нашумевшая "К-19" Кэтрин Бигелоу и "Кровавая работа" Клинта Иствуда).
Большинство европейских кинематографий также хорошо представлено в конкурсе. Три итальянских фильма (среди них - "Дорога любви" Микеле Плачидо, бывшего комиссара Каттани). Три французских (среди них - "Близко от рая" Тони Маршалла, в копродукции с Испанией и Канадой). Немецких лент также три (и среди них - "Джули идет домой" Агнешки Холланд, в копродукции с Канадой и Польшей). От Великобритании в конкурсе две картины - "Грязные милые штучки" Стивена Фрирса (с Одри Тату и Серхи Лопесом) и "Сестры Магдалены" Питера Муллана, по одной от Португалии и Австралии.
Трудно представить заранее, чем закончится "охота на львов" на острове Лидо. Время покажет, кто из наших двоих режиссеров сделал правильный выбор: поставивший на евромедведя Сергей Бодров ("Поцелуй медведя") или на наших умалишенных Андрей Кончаловский ("Дом дураков")?
Русские в городе
Мориц Де Хадельн на посту главы Берлинале всегда поддерживал тесные связи с нашим кинематографом. Вместе с ним в Венецию пришел Ханс Йоахим Шлегель, отборщик по Восточной Европе, России, СНГ. Как и было обещано новым директором фестиваля, "русские в Венеции" в этом году - отдельная тема для разговора.
Начиная со славного поэта-шестидесятника Евтушенко, вошедшего от России в большое жюри фестиваля, кончая двумя российскими конкурсантами. Ведь хоть картина Сергея Бодрова "Поцелуй медведя" - не наша (производство Германии/Франции/Испании/Италии/Швеции), но режиссер наш точно. Так же как и Оксана Акиньшина и Артем Богучарский, сыгравшие главные роли в фильме Лукаса Мудиссона "Лиля 4 - навсегда" из программы "Против течения".
Среди девяти фильмов короткометражной конкурсной программы - десятиминутный "Клоун" Ирины Евтеевой. В программу "Новые территории" попали два наших фильма - "Река" Алексея Балабанова (не законченная по причине трагической гибели главной героини, но смонтированная в отдельный фильм) и римейк фильма Георгия Натансона (по Радзинскому) "Еще раз про любовь" Веры Сторожевой по сценарию Ренаты Литвиновой с претенциозным названием "Небо. Самолет. Девушка".
В числе семи дебютов, отобранных в программу "Неделя кинокритики", - российский фильм "Змей" Алексея Мурадова. На Лидо покажут также незабвенную советскую классику - "Путевку в жизнь" Николая Экка и "Окраину" Бориса Барнета (таким образом будут отмечены столетия со дня рождения славных режиссеров), а также "Веселых ребят" Григория Александрова и "Пышку" Михаила Ромма, вошедших в ретроспективу, посвященную первым годам Венецианского МКФ (1932-1942).
Венеция