На российские экраны выходит фильм Венецианского фестиваля "Road to Perdition" (у нас - "Проклятый путь"). Фильм снял оскароносец Сэм Мендес, режиссер "Красоты по-американски". От темы человеческой разобщенности Мендес уклонился в сторону американского народного эпоса. В кадре - период Великой депрессии.
Тема гангстерской трагедии дразнит воображение режиссеров, стремящихся создать свой собственный киношедевр на перепаханой ниве. Сложно сказать, удастся ли кому-нибудь из них превзойти "Однажды в Америке" с самым гангстеристым гангстером Робертом де Ниро. Но пытаться однозначно стоит - ведь даже Евангелие существует по меньшей мере в четырех аутентичных вариантах. И если в центре "Однажды┘" располагается испытанный в сценических боях любовный треугольник, то "Проклятый путь" эксплуатирует не менее популярный среди гангстерских драм мотив "отцов и сыновей". А снят он (в духе американской традиции) на основе "рисованного романа", проще говоря - комикса.
У маститого ирландского мафиози Руни (Пол Ньюмэн, живая легенда) было два сына - умный приемный, Майкл Салливан (Том Хэнкс, комментарии излишни), и дурак родной - Коннор Руни (Дэниел Крэйг, английский театральный актер, недавно замеченный в "Ларе Крофт"). У Салливана в свою очередь - тоже два сына: младший, любимый, и старший, - не очень. По глупости и с перепугу Коннор Руни убил жену (Дженнифер Джейсон Ли, игравшая у Мендеса в театральной постановке "Кабаре") и племянника, любимого сына Майкла Салливана. Последний забрал старшего сына и ушел в подполье, поклявшись покарать обидчика. Названый отец, понятно, решил защитить родного сына, позвал на помощь чикагскую мафию и наемного убийцу (Джуд Лоу, звезда "Талантливого мистера Рипли"). Отец везет сына через весь Средний Запад в деревню, к тетке, в глушь, в Педишн - неблагозвучно звучащее по-русски местечко, чье название значит "ад". По пути они грабят банки, отбиваются от наемного убийцы и знакомятся с семейством порядочных фермеров.
Если отвлечься от банального сюжета, следует признать, что Мендес в новой ипостаси оказался достоин своей славы. Он позволил двум великим актерам - Ньюману и Хэнксу - в полной мере продемонстрировать свои таланты - обаяние и харизму соответственно. Он вместе с оператором Конрадом Л. Холлом создал выразительный видеоряд. Большую часть времени на экране - удручающие потемки: дождь, снег, сине-серо-коричневая гамма фермерских полей. И поля расцветают только после того, как все гангстеры убиты, а младший Салливан сворачивает с "проклятого пути" на гостеприимную ферму. И восходит солнце.