Когда-то (очень давно) композитор Скрябин решил, что звук, цвет и свет следует объединять в одно "синтетическое" произведение. Чуть позже Владимир Баранов-Россине собрал первое цветомузыкальное пианино. В 60-е годы представители американской, коряво говоря, молодежной субкультуры, не чуждавшиеся использования психотропных веществ, решили обострить свои ощущения и применили световые пушки и мигалки. В 70-80-е цветомузыка стала непременным атрибутом любой дискотеки, даже в доме культуры колхоза "Заветы Ильича".
С наступлением новой эры цветомузыкальная традиция начала погружаться в пучину забвения. Но московские художники не позволили ей погрузиться окончательно. В арт-клубе "Муха" - выставка музыкально-световых объектов под лаконичным, но недвусмысленным названием "Цветомузыка".
Центром экспозиции по праву стал световой робот-скульптура с большими проблесковыми лампами на уровне сосков и на причинном месте работы художника Леонида Тишкова. Зовут робота "Паша Цветомузыка", и в этой своей ипостаси он впервые появился на публике.
Василий Богачев, напротив, представил зрителям фрагмент работы, которую они могли наблюдать ранее на выставке "Герои". Корабль из плексигласа, обильно украшенный пружинками, звоночками, фонариками и пивной банкой на веревочке, когда-то держал в разноцветных руках "Высоцкий-инопланетянин" (кончики пальцев так и остались на борту корабля). На вопрос, как корабль оказался на новой выставке, автор ответил, что, "он - живой организм, что хочет, то и делает".
Таким же "объектом многоразового использования" стала "Радиоелка" с гирляндой фонариков, подключенная к радиоприемнику, живущая, по признанию ее автора Игната Данильцева, круглый год в его мастерской.
Дуэт художников Лета Добровольская и Fitz Ellarald (Влад Добровольский) разделили цветомузыку на цветистые картины и музыку к каждой из них. Московский электронно-альтернативный бэнд "Spies Boys" вместе с Андреем Суздалевым представили в "Мухе" свой проект "Papier Muzika" и приурочили к вернисажу свой концерт в поддержку выставки.
Но с наибольшей силой подлинно цветомузыкальную ностальгию вызвала у зрителей инсталляция Константина Батынкова "Белый парАход". В затемненном углу его многопалубный круизный теплоход, написанный тушью по старой бумаге и мигающий теплыми лампочками в такт родным попсовым мелодиям, доносящимся из динамиков китайской "шарманки", производит неизгладимое впечатление. Как говорит Батынков:
- Цветомузыка для меня - это вот такая Dolce Vita, единственное событие в жизни маленьких городков и деревенек, изредка проплывающее мимо них по великим русским рекам. Провинциальные старушки смотрят, какой он белый, красивый, на "пароходе музыка играет", им кажется, там идеальная жизнь┘ А на самом деле он ржавый. Это как феллиниевский "Амаркорд", хоть я и не думал о Феллини, когда рисовал.