Вначале было ограбление. Четверка сорвиголов напала на североафриканский аэропорт и завладела килограммами золота. Но об этом преступном подвиге режиссер-дебютант Луи-Паскаль Кувелер докладывает скороговоркой, отрывочными туманными образами, на фоне которых мелькают титры. Гораздо интереснее то, что следует за грабежом, - битва в пути, схватка за золото под раскаленным солнцем среди бесконечных пустынных барханов.
"Пекло" стремится оглушить вас первыми кадрами, взять нахрапом, вдавить в кресло визуальной и звуковой агрессией. "Пекло" слепит рваным, бешеным клиповым мельтешением. Сосредоточиться на психологических тонкостях не выйдет - размышления претят этому в буквальном смысле фильму прямого действия; он предпочитает широкие мазки и движется на слишком быстрой для всматривания в персонажей скорости. Симон (Сагамор Стевенен из порнодрамы "Романс") - психопат, самый невоздержанный из четверки, его глаза стреляют искрами, когда, высунувшись из окна многотонного тягача навстречу горячему ветру, он пистолетом по жести кабины выбивает бешеный ритм. Этот биг-бит задает тон всему действию, правда, сам Симон быстро гибнет от руки Харви (премьер "Болезни любви", "Никиты", "37,2 по утрам" и непоследний человек в "Королеве Марго" и "Убить Зоэ" Жан-Юг Англад), наемного водилы-дальнобойщика, превращающегося в заводилу предприятия. Герой Англада, видите ли, уважает Эдит Пиаф и считает, что поклонник техномузыки достоин смерти. Дальнейшее - противостояние трех выживших и алчущих богатств людей: вышедшего из-под контроля зверя Харви, мозгового центра операции Ноя (португалец Жоаким Де Алмейда известен как антагонист Антонио Бандераса в "Десперадо") и до поры преданного Харви молодого волчонка Виктора (многообещающий новичок Сирил Тувенен назван на родине "актером-надеждой" за год до "Пекла").
Широкоформатные дорожные приключения "Пекла" воскрешают "тени забытых предков", дух легендарных шедевров экшн-жанра по-французски, мужских, пропахших потом, кровью и бензиновой гарью картин наподобие "Платы за страх" Анри-Жоржа Клузо или более смягченной и адаптированной к коммерческому прокату ленты Анри Вернея "100 000 долларов под солнцем". Новые самцы, пришедшие на смену Иву Монтану, Жан-Полю Бельмондо и Лино Вентуре, легко выдерживают сравнение с харизматическими образцами прошлого.
Европоцентричные граждане имели бы право назвать залихватский фильм очередной французской оплеухой Голливуду, если бы не дурной английский, на котором общаются капитаны песка. Хотя сия актерская недоработка легко устраняется дубляжем, здесь не просто уместным, но необходимым. Другой так и напрашивающийся упрек - бредовость происходящего. Логических нестыковок в "Пекле" предостаточно, чего стоит хотя бы немотивированное появление туземной девицы-проводницы, сопровождающей тягач через заминированную неведомыми злоумышленниками часть пустыни. Но это все полная ерунда; для затянувшейся во времени дуэли под солнцем подобные пустяки ничего не значат. В случае с этим фильмом поговорка "Сила есть, ума не надо" имеет вполне положительный смысл.