Российские цирки доверили Давиду Смелянскому
Замминистра культуры Александр Голутва представил коллективу государственной компании "Росгосцирк" нового руководителя. Генеральным директором "Росгосцирка" назначен Давид Смелянский, до последнего времени возглавлявший Российское государственное театральное агентство. Больше десяти лет назад агентство это было основано Давидом Смелянским как частное. Среди первых (и сразу сделавших его знаменитым) проектов - спектакль Сергея Юрского "Игроки-ХХI" и постановка с участием Галины Вишневской "За зеркалом", "...Сорри" и "Чешское фото" на сцене "Ленкома". Получив государственный статус, Давид Смелянский занимался подготовкой и проведением главного праздничного действа, посвященного 850-летию Москвы на Красной площади. Последним крупным проектом продюсера стало исполнение оперы Большого театра "Борис Годунов" на открытом воздухе - около Святогорского монастыря. Премьера прошла в первые дни июля, и даже ливень не помешал солистам и цехам Большого театра.
Компанию "Росгосцирк" до середины прошлой недели возглавлял Леонид Костюк. В прошлый понедельник у министра культуры прошла встреча с директорами провинциальных цирков, одним из инициаторов которой стал директор Владивостокского цирка Михаил Михаев. Высказывались весьма жесткие претензии к Костюку - как организационные, так и финансовые. Через день Костюк написал заявление "по собственному желанию". Цирковой бизнес, как известно, давно и порой не без оснований считают связанным с бизнесом криминальным. В цирковых кругах уже ходит легенда, что на своем заявлении Леонид Костюк сделал приписку: "Киллеров просьба не беспокоиться". Оставив пост гендиректора цирковой компании, Костюк остался директором и художественным руководителем цирка на проспекте Вернадского. Сейчас он взял недельный отпуск, чтобы передать новому руководителю все дела в "Росгосцирке".
Оркестр "Молодая Россия" отдадут Юрию Башмету
К назначению главным дирижером ГАСО Марка Горенштейна, которое вызвало некоторое время назад волну споров, уже все привыкли. Оркестр уезжает в свои первые гастроли с новым худруком. Тем временем появились новые сведения о судьбе Горенштейновского детища - оркестра "Молодая Россия". Из неофициальных источников стало известно, что возглавить оркестр согласился Юрий Башмет. Слухи эти в Министерстве культуры прокомментировали следующим образом: "Министр предложил Юрию Башмету возглавить оркестр. В принципе Башмет дал свое согласие. Но приказ еще не подписан, поскольку министр в отпуске. Если все будет нормально, то после 2 сентября, когда Швыдкой вернется из отпуска, приказ будет подписан".
Оркестр "Молодая Россия" был создан Марком Горенштейном десять лет назад. Естественно, что судьба оркестрантов ему небезразлична. На последней репетиции Горенштейн сказал: "Со многими из вас я не прощаюсь". По Москве ходили многочисленные слухи - гадали, кого из "Молодой России" Горенштейн "пересадит" в ГАСО. И кого при этом из ГАСО уволят. Пока точно известно, что не работает больше с ГАСО директор оркестра Леонид Фрадкин. Стало известно, что подал заявление об уходе концертмейстер альтов Георгий Капитонов. Однако, сам Георгий Владимирович на вопрос, работает ли он еще в ГАСО, загадочно ответил: "Я Вам не могу ответить на этот вопрос. Возможно, позже┘А сейчас я не готов". Видимо, Марк Борисович об этом не знает - в одном из последних интервью он говорит: "Какое-то количество выдающихся музыкантов в оркестре осталось, остались от прежнего оркестра. <...> Капитонов, который сейчас представлен к званию народного артиста. Я его считаю лучшим концертмейстером альтистов в стране..."
Спорить о том, подходит ли Марк Горенштейн и ГАСО друг другу, - бесполезное занятие, так как пятилетний контракт с дирижером уже подписан. Прокомментировать ситуацию с двумя оркестрами Горенштейна - Госоркестром и "Молодой Россией" - мы попросили пианиста, который первым в новом сезоне будет играть с новым ГАСО, Николая Петрова:
- У меня очень печальные мысли, очень печальные прогнозы. Дело в том, что в России в настоящее время произошла гибель дирижерской школы. Со смертью великого Ильи Мусина перестали существовать люди, способные выпускать достойную продукцию. Поэтому каждая следующая вакансия будет сопряжена с чудовищными телодвижениями и поисками. Причем бесполезными. Марк Горенштейн - единственный сейчас дирижер, способный держать Госоркестр на том уровне, на котором ему надлежит быть. Другого я не знаю.
- Но если Горенштейн единственный, то кто же будет руководить "Молодой Россией"?
- Дело в том, что предлагалось это блестящему, умному, молодому, красивому, талантливому, замечательному скрипачу Дмитрию Ситковецкому. Вот если бы это было сделано┘ Но у нас, к сожалению, все другими методами решается. Мне бы очень не хотелось, чтобы из-за очередной волны протекционизма закончил свою блестящую карьеру такой перспективный оркестр, как "Молодая Россия".
Выяснить мнение Юрия Башмета по этому вопросу не удалось, так как его сейчас нет в городе. Ясно одно. Разобраться в том, кто, зачем и каким способом руководит музыкальной жизнью Москвы, невозможно. На вопрос Минкульту "Почему Башмет?" отвечают, удивляясь: "Он ведь хороший музыкант┘" Проблема в том, что для "Молодой России" он, пожалуй, чересчур хороший музыкант. А для симфонического оркестра - недостаточно сильный дирижер.
К сожалению, ни одно назначение за последнее время не было воспринято музыкальной общественностью нормально. Каждое следующее решение вызывает непонимание, споры. Конечно, это может говорить о плохом характере музыкальной общественности в целом. А может - и о том, что решения эти принимаются по другим причинам, на другом уровне. Как сказал Николай Арнольдович Петров: "другими методами".