Особое мнение в коллегиальном судебном разбирательстве высказывает один из заседателей, несогласный с окончательным решением суда. Мнение записывают, хранят и потом используют как основание для апелляции к приговору.
В не столь отдаленном будущем в руки полиции попали трое юных мутантов, которые провидят, где, кто и кого хочет убить. Правильным образом их используя, можно отлавливать несостоявшихся убийц. А если один из провидцев допускает существование свободы воли, то его, провидцево, особое мнение тщательно затирают и замалчивают во имя торжества правосудия.
Обо всем этом из рассказа Филиппа К.Дика узнал режиссер Стивен Спилберг и снял длинное кино с погонями и спецэффектами. На главную роль - Джона Андертона, главы подразделения "Прекрайм" (того самого, где служат пророки) - "мастер блокбастера" пригласил Тома Круза. Голливудский красавец # 1 смотрится весьма органично в роли несчастливого офицера полиции, который вдруг заподозрил, что не все происходит так, как казалось бы, что у бедных провидцев, постоянно медитирующих в бассейне с "фотонным молоком", есть "особые мнения" о человеческой природе и что люди склонны менять свои решения. За неуместную прозорливость он тут же сам оказался в положении гонимой жертвы, кем-то осужденной кого-то убить.
В старой китайской легенде император поощрил изобретателя новой пытки, опробовав ее на нем самом. Точно так же авторы фильма поступили с героем Круза и его начальником (в исполнении Макса фон Зюдова), главным идеологом "превентивной юстиции".
Есть особое мнение, что, если эту нравоучительную сагу снимал бы не Спилберг, смотреть было бы тяжко. Слишком все запущено. Но режиссер "Инопланетянина" не мог не добавить неподражаемой искрометной "спилберговинки". Такой, как веселенькие металлические паучки, бегающие по квартирам и сканирующие зрачки жильцов. Как болтливая реклама, зовущая всех потенциальных клиентов по именам. Как компания девиц-йогов, в позе краба встречающих Джона Андертона, свалившегося к ним вниз головой. Как шустро укатившиеся от героя его "бэу" глаза, которые он заменил новыми. Все это плюс ненавязчивые аллюзии на классику жанра (вроде гонок по вертикали, как в "Пятом элементе") здорово оживляют обстановку. Веселят и завуалированные насмешки над "боевиковыми" штампами - вечно жующими бестолковыми копами или обязательным кулачным боем на заводском конвейере.
Спилберг может снять кино неоднозначное. Может в силу конъюнктуры снять кино, неравнозначное собственным шедеврам. Но Спилберг не снимает бесспорно плохих фильмов.
В "Особом мнении" - как всегда, остроумные дрим-уорковские спецэффекты. Изящная работа с рекламными партнерами (концепт-кар "Лексус" Харальда Белкера, разработанный специально для фильма, еще с январского автосалона в Лос-Анджелесе потрясает воображение автолюбителей). Абсолютно органичная музыка Джона Уильямса, композитора, собравшего все мыслимые и немыслимые награды за саундтреки к "Звездным войнам", "Инопланетянину" etc. Наконец, виртуозное режиссерское мастерство, превращающее почти любой сценарий в откровение. Спилберг держит зрителя в напряжении до самого конца. До неизбежной для него победы добра над злом.