На два дня в году ипподром города Раменское Московской области становится местом обитания молодежи со всей России. Фанаты из Владимира, Твери, Пензы, Питера съезжаются на поле, расставляют палатки, пьют, едят, занимаются любовью, реже - войной, употребляют наркотики и слушают любимую музыку. В этом году фестиваль проводился в четвертый раз. Перед более чем 100-тысячной толпой выступили 48 команд.
Начали ровно в 11.30 утра. То есть вовремя. Михаил Козырев в костюме Гендальфа с вороном на руке объявил об открытии фестиваля, побегали актеры в белых одеждах, и началось. Первым стал "Мумий-тролль", у которого "Нашествие", кстати, впервые. Классики жанра, как ни странно, на главном фестивале страны еще не играли. Говорят, из-за разногласий администрации. Открывать рок-фестиваль - честь, которую и врагу не пожелаешь. Не разогретая, в большинстве своем трезвая и, как ожидалось, немногочисленная (субботнее утро все-таки) публика вряд ли будет благодарной. Однако к 11 утра поле ипподрома было до отказа заполнено людьми. Когда им пришлось проснуться - неизвестно, но подавляющее большинство зрителей были уже пьяны в стельку. "Мумий-троллей" обласкали, поудивлялись терменвоксу, на котором Лагутенко играет очень приблизительно, веселое настроение было создано. Следом играли питерская "Торба-на-круче" и чудесная крымская команда "Ундервуд". Два врача - сдержанный психиатр Максим Кучеренко и активный анестезиолог-реаниматолог Владимир Ткаченко. Толпа требовала любимой песни "Гагарин, я вас любила", дождалась, запела вместе с группой. Было весело. Единственное, что несколько омрачало праздник, было нововведение фестиваля - театрализация действа. На пресс-конференции перед фестивалем режиссер Ольга Субботина рассказала о том, что работала с каждой группой в отдельности, дабы, не нарушив личного стиля каждой из команд, придать всему событию единый облик. Однако редкие и неинтересные режиссерские придумки не только не играли на этот облик, но и откровенно его портили. Песню про Гагарина сопровождала небольшая сценка с одетой в ретро-стиле парой. Молодой человек и девушка "развлекали" публику тем, что по очереди проглатывали небольшие факелы и выдыхали изо рта пламя. Да еще девушка пару раз прошлась колесом. После "Ундервуда" объявили команду, играющую "жесткую альтернативную музыку", и на сцену вышла группа "Total". На самом деле альтернативность выразилась в чуть более громких ударных. Настроение немного ухудшилось, тем более что дальше шли невыразительные выступления групп "Точка росы" и "Сегодня ночью". Вышли, потусовались и удалились пить пиво.
Звезда фестиваля "БИ-2" показала себя с самой лучшей стороны. А разочарованием первого дня фестиваля стал Дельфин. Совершенно непримечательная, дешево и неискренно изображенная агрессия не вызвала у публики практически никакой реакции. А когда абсолютно обнаженный гитарист Дельфина снял прикрывавшую его гитару, голышом стал носиться по сцене и что-то вопить, даже самые радикально настроенные фанаты лишь изумились. И застеснявшись, похихикали. Исправили настроение "Дети Пикассо", с подвешенной над сценой солисткой. Песню "В Африке горы вот такой вышины" из "Красной Шапочки" даже совсем невменяемые подростки пели хором.
Вполне предсказуемым было то, что главным событием дня станет хедлайнер - Земфира. Однако ее выступление превзошло ожидания даже самых преданных фанатов. Она пела, как в последний раз. Она импровизировала, закрывала камеры рукой, курила, была совершенно свободной. Она, как всегда, делала то, что хотела.
Второй день фестиваля был более ровным - неожиданностей практически не возникло. Дебютанты особенно не блистали. Порадовали "Ногу свело", "Ленинград", который вполне можно было бы сделать хедлайнером, с солирующим Гариком Сукачевым в белоснежном костюме, и собственно сам хедлайнер - "Король и шут". Хотя, впрочем, дело не только в том, что музыканты группы и впрямь старательно выполняли обязанности главных панков страны, а в том, что из их фанатов в большинстве и состояла публика. С таким приемом играть легко.
Фестиваль получился немного менее романтичным, чем прошлые. Похоже, это становится неплохим бизнесом. Звук был выстроен безукоризненно. Слышно было все и отовсюду. На больших экранах днем показывали происходящее на сцене, ночью - предыдущие "Нашествия". Еды было много. Продавались разнообразные платочки и майки с надписями "Я пережил "Нашествие-2002". Возможно, дальше все будет происходить еще более профессионально. Но главная прелесть фестивалей на воздухе - ощущение "Наш ковер - цветочная поляна, наши стены - сосны великаны" - постепенно сходит на нет.
Раменское