Три года назад Клод Зиди снял вполне внятную комедию по обожаемым на Западе комиксам Рене Госинни и Альбера Удерзо "Астерикс и Обеликс против Цезаря" и не менее обожаемому мультфильму. Бывшие читатели привели детей смотреть на великого Депардье в роли Обеликса, кино собрало неплохую кассу и┘ Следующую серию - про галлов и Клеопатру - заказали совсем другому режиссеру - Алену Шаба.
Причина тому - две неоспоримые тенденции в современном французском кинематографе: "обалжиривание" и "увеличение яркости". Молодые афро-французские творческие силы устроили очередную "новую волну" с восточной эстетикой, грубоватым юмором, экспрессивным сюжетом и свежестью красок. Шаба, уроженец Алжира, оказался в глазах продюсеров именно тем режиссером, который сможет лучше других реализовать "Миссию "Клеопатра" в привычных ему с детства ландшафтах Северной Африки.
Результат оказался специфический. Фильм пойдут смотреть потому, что это одновременно и ремикс, и "вторая серия", а людям всегда интересно знать, что дальше. Кроме того, известно, что комедия с Депардье - это смешно. Ну и, наконец, все "Астериксы┘" - картины по определению семейные, поскольку самим историям очень много лет, и пока дети будут хохотать над не по-американски изящными гэгами и приколами, родители вспомнят былое.
Но это только "первый слой". Второй доступен не всем зрителям, а только таким же молодым, веселым, начитанным и "насмотренным" интеллектуалам, для каких Стругацкие когда-то писали "Понедельник начинается в субботу". Режиссер Шаба сам написал сценарий и помимо звезд - Депардье и Клавье (Астерикс) - пригласил сниматься труппу "Робин Гуды" (актеры, умело балансирующие между мейнстримом и артхаусом), и в их числе - звезду "Амели", актера-инвалида алжирского происхождения Жамеля Деббуза. Из "Амели" взяли и характерную актрису Изабель Нанти, исполнившую роль забастовщицы Билайнис (естественно, это имя для российского проката), которую постоянно глючит, как сотовый телефон.
Фильм смешной, с упором на диалоги, коверкание значимых имен (Соплюс, Гивмиэкис). Такие же аллюзии - в визуальном и музыкальном рядах. Гигантский междусобойчик, капустник, где все говорят намеками и ассоциациями на понятные посвященным предметы. Но этого мало: авторы умудрились устроить "эффект присутствия", "посвятив" зрителя в свой тайный и веселый орден, цитируя и пародируя всем известные фильмы - от "Укрощения строптивого" до "Звездных войн", от "Двойного удара" до вестернов с Клинтом Иствудом. Хоть маленькую, но рольку получили все: сам Шаба сыграл Цезаря в стеганных латах по последней моде, а продюсер фильма Клод Берри "отметился" в роли придворного художника.
Не обижены и фанаты оригинальных "Астериксов┘". "Миссия "Клеопатра" сделана "близко к тексту", авторы провели отличный кастинг и сумели так "переделать" знаменитых актеров, что они скорее похожи на героев комикса, чем на самих себя.