Чувство гордости тупо щекотало под ложечкой. Еще бы: наша Чулпан Хаматова - и в настоящем бюджетном немецком кино. И не в роли какой-нибудь там "Наташи". "В ширпотреб не пойду!" - решительно отрезала артистка. Персонаж оказался вполне полноценным, без всякого намека на "облико-морале". Да и сам фильм - сплошные навороты. Режиссер Ларс Крауме - молодая немецкая надежда, документальщик и клипмейкер, прославившийся короткометражкой "Жизнь слишком коротка, чтобы танцевать с уродливыми женщинами".
Комедия "Виктор Фогель - король рекламы" - его первый полноценный художественный фильм. Режиссер долго готовился к съемкам: без конца слушал музыку, подбирая саундтрек, просматривал свои андерграундные работы, вспоминал смешные истории, которые сказывал дедушка-рекламщик, беседовал с актерами на темы чувства-долга, отцов-детей и т.д. И актеры собрались все как на подбор интересные и разноплановые. Кроме нашей Чулпан (ее слава в Германии началась, как ни странно, с "Лунного папы"), в "Фогеля" попали Александр Шеер (актер-дилетант - исполнитель главной роли) и немецкий суперстар Гертц Георг.
Сюжетец тоже неплох и актуален: пройдоха и художник в душе Виктор Фогель (Шеер) волей случая попадает на совещание в крупной рекламной компании (а шел-то всего лишь на собеседование), проявляет смекалку и становится партнером акулы рекламы Эдди (Георг). В тот же день пронырливый герой знакомится с художницей Розой (Хаматова), влюбляется, и вместе они замышляют видеоинсталляцию "Охота". Роза подстреливает из лука продукты в супермаркете, Виктор фотографирует. Роза готовит первую выставку, а Виктор ляпает идею "Охоты" в своем рекламном агентстве. Идея нравится "Опелю", парень получает "счастливый билет" и дружбу Эдди. Тут и начинается банальный конфликт чувства и долга.
Который, впрочем, тут же тонет в обилии шуток и философских примочек. Впечатление такое, что Ларсу Крауме выставили предсмертный лимит - 108 минут, и он в творческом и коммерческом угаре запихал туда все, что наболело за долгие годы документалистики. Сюжет скомкан: минута - и Фогель влюбился в Розу, другая - и вот он уже плещется в море с ненавистным вроде бы Эдди. Осмысленные фразы героев вроде "На войне палестинцы стреляли в меня, а не в мой счет" (ответ бывшего солдата Эдди на упрек Виктора в патологической боязни потерять работу) проходят мимо.
От звездных актеров в фильме осталось всего ничего. От Чулпан - крупные планы глубоких глаз в размазанной туши, от Шеера - нос, торчащий из-под растрепанной челки. Кстати, о носе. Его в картине Виктору разбивают три раза, и почти все 108 минут мы лицезреем персонажа с пластырем на лице. Торжественное расквашивание рубильника (переключение эмоций) - самая яркая режиссерская находка. Развернулся лишь Гертц Георг: для мэтра комедия - контрольная проверка таланта. В остальном же - "Фигаро там, Фигаро тут". Ни рыба ни мясо. Режиссер хотел снять суперандерграунд, а получился, по словам самого же Шеера, вполне "овер". С антирекламным вроде смыслом, но "Опель" и "Нивея" мелькают постоянно (хотя режиссер утверждает, что не получил за использование брэндов ни копейки). Много шума, много веселой мишуры (вроде мультипликационной гульки в титрах), а смысла - с нос той самой гульки.