0
1655
Газета Культура Интернет-версия

06.08.2002 00:00:00

Обнаженность по Фрейду

Тэги: фрейд, выставка, лондон, ретро


Выставка напоминает попытку создать гигантомахию наших дней, только слегка подправленную. Во-первых, всех богов и гигантов заменили на людей, а во-вторых, выполнена она живописными средствами. Но это ничего, главное - вызывается смутное чувство чего-то очень масштабного. Плюс возникает ощущение, что одно полотно Фрейда - это еще что-то понятное, а вот вкупе они походят скорее на неправильно сложенный пазл. Все не на своем месте. Изящные женоподобные головки ловко прилажены к крепко сбитым мужским телам, а женщинам, в свою очередь, досталось обладание суровыми лицами с тяжелыми скулами. Фрейд говорит, что пишет людей не такими, какие они есть или хотели бы быть, а такими, какими они могли бы оказаться. Возникает справедливый вопрос: какие нужны условия, чтобы оказаться вот такими? Все эти несчастные обитают в обезличенных пространствах, без каких-то бы ни было намеков на время и место. Мучимые этим, они сворачиваются в эмбриональные позы и создают обязательное для работ Фрейда ощущение борьбы, страданий и одиночества человека.

При этом на фоне своих коллег по цеху так называемой "лондонской школы" Фрейд выглядит довольно оптимистично. У него, как и положено представителю клана Фрейдов, вся трагика снаружи - в скрюченной позе, нервном сжатии рук, расширенных глазах. У героев все потаенное давно уже перешло во внешние признаки, тогда как персонажам Фрэнсиса Бэкона, Леона Коссофа и

Р.Б. Китая могучее бессознательное приходится сдерживать внутри, превращаясь в призраков и людей-клякс, а это, знаете ли, выглядит гораздо страшней.

Из десятилетия в десятилетие Люсьен Фрейд пытается найти идеальный трафарет для создаваемых им портретов. В рамках определенных временных отрезков образы Фрейда настолько похожи, что понятие трафаретности к ним вполне применимо. Он меняет лишь черты лица, которые для него не более чем детали. Ему удалось создать даже несколько таких трафаретов, но, видимо, идеального (то есть окончательного) так пока и не нашел.

По крайней мере, глядя на портрет королевы Елизаветы II (2001 год), хочется на это надеяться. Фрейд не побоялся заменить лицо Ее Величества маской вождя индейского племени. Подобные изображения-ужастики, да тем более царствующих особ - явление до удивления редкое. Опыту Фрейда предшествует разве что изделие трудолюбивых полинезийцев XIX века, которые исхитрились изготовить фигурку королевы-матери так естественно, что она приняла у них вид чрезвычайно упитанной богини плодородия.

Стараясь уклониться от назойливого дедушкиного наследства, Люсьен Фрейд выводил свои теории. Он пытался создавать полотна, на которых "люди выглядели бы столь же естественно и физически непринужденно, как и животные". Так появились жестяные люди 50-х, шокирующие и отвратительные (по отзывам критики) портреты 60-х; в 70-е его картины заселили мертвецы: для написания кожи он вовсю использовал землистые оттенки. А в 80-е Фрейд превратил своих героев в гигантов, увеличив масштабы полотен. И при этом единственное, что вышло у него хорошо, так это то, что, обнажив позирующего, Фрейд раскрепостил человека и раскрыл все его потаенные эмоции и инстинкты (в общем, что-то слышится родное). Фрейду удалось даже обойти деда в вызове из мрачного небытия многочисленных "бессознательных". Разве что только техника дедушки Зигмунда для Люсьена морально устарела. Гипноз, свободные ассоциации - все померкло перед такой гениальной простотой, как раздевание человека. При этом раздевает Фрейд не абы кого. Ему важны инстинкты и эмоции родных и близких ему людей. Как говорит он сам, все его работы автобиографичны.

"Энгр экзистенциализма", Фрейд вернул ту прекрасную обнаженку XIX века, которая, казалось, была безвозвратно погребена под слоями реди-мэйдов Марселя Дюшана, баночек супов Campbell"s Энди Уорхолла и многочисленных "великих американских обнаженных" Тома Вессельмана. Фрейд вновь и по-новому раздел своих моделей, создав при этом весьма выразительные портреты. Но вот тут-то и возникает тупик, так как оказывается, что Фрейду удалось вернуть только само понятие "обнаженная натура".

В погоне за психологичностью тело как гендерный признак было утрачено. Появилось общее тело для мужчин и женщин - грубое для одних и слишком изящное для других. Нерадивый столяр Люсьен Фрейд сколотил-таки трафарет-болванку. Но в любом случае создается впечатление, что обнаженность (или хотя бы полуобнаженность) для Фрейда является своеобразной визой для характерного портрета. Многочисленные изображения родных и друзей в интерьере как-то трагически безысходны в своей одетости, о том же, где изображена только голова, и рассуждать не приходится. У Фрейда голова без тела, а тем паче раздетого, вряд ли может выразить что-то существенное.

Понимая все это, невольно приходишь к довольно-таки антимонархической мысли. А вот не надо ли было Фрейду размахнуться и написать королеву во всю ее королевскую стать прямо-таки и безо всего, вот так вот смело. Может быть, и портрет был бы более лицеприятен, но тут история, как всегда, бросает грозное - нет, и шальная мыслишка исчезает. Впрочем, и без того портрет королевы дал возможность, сохраняя почтительный вид, весьма нелестно отозваться о внешности Ее Величества. Тут уж появились сравнения и с собачками, и с игроками в регби - в общем, находчивости британских журналистов не было предела.

Гигантомахическая направленность выставки в немалой степени отразилась и на общем комплексе околовыставочных мероприятий. Поражает то невероятное количество лекций, симпозиумов и специальных экскурсий, проводимых куратором выставки, которое свершится в течение пары месяцев. Тематика же всей этой околофрейдовской суеты остается прежней. Выясняют степень принадлежности Фрейда к реалистам, его пересечения с современными ему художниками, разбирают специфику его техники. Считается, что Фрейд уникально передает фактуру кожи, и один из симпозиумов поэтому и носит провокационное название "Кожа".

Также по старинной искусствоведческой привычке пытаются окончательно причислить Фрейда к какому-нибудь направлению в искусстве. Тут не очень пока все ладится, так как считать его всего лишь реалистом - неинтересно, а вот придумать специально под него еще один "изм" побаиваются. А как было бы здорово: Люсьен Фрейд - основатель направления "психоаналитизм". Сейчас же все, что сделано на этом пути, это дружное утверждение Фрейда в составе лондонской школы и опасливое причисление лондонской школы к провозвестникам постмодернизма. Все, что делается по отношению к Фрейду, делается с большой опаской. То ли это боязнь гениальности, то ли - великой фамилии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1118
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1379
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1254
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1231

Другие новости