Единственный недостаток Костомукшского фестиваля - его территориальная отдаленность от всех более или менее крупных городов России. От Москвы дорога занимает около 30 часов. 25 часов на поезде до станции Сегежа, еще 250 км до Костомукши. Удобнее и быстрее получается долететь до Финляндии, как поступил, например, Квартет имени Бородина.
Близость "заграницы" приятным образом сказывается на Костомукше. Население города - 33 тыс. человек, средний возраст - 30 лет. По городу ходят молодые, хорошо одетые, вежливые люди. Невидаль для Москвы - автомобилисты уступают дорогу пешеходам в любом, даже не предназначенном для перехода месте. Практически вся Костомукша, равно как и фестиваль, существует благодаря комбинату "Карельский окатыш", вокруг которого, собственно, и был построен город. "Окатышу" в этом году 20 лет, фестивалю - 15.
Достопримечательностей в городе три - два красивейших озера и церковь, построенная недавно финнами. Каждый жилой дом стоит в окружении сосен, елок, грибов и черники. Словом, в Костомукше поражает удивительное сочетание качеств далекой провинции, почти деревни, и вместе с тем абсолютной самодостаточности, европейского стиля жизни. Если сравнить Костомукшу, к примеру, с каким-либо отдаленным районом столицы, сравнение будет не в его пользу. Все участники и гости фестиваля, не сговариваясь, роняли: "Было бы поближе, приезжали бы отдыхать каждые выходные". Это и понятно - природа в этих местах невероятная. Огромные чистые озера, грибные леса, пустынные пляжи. Впрочем, во время фестиваля погода была не ахти, а потому соблазна пойти вместо концерта на пляж не возникало. И не напрасно.
Программа фестиваля была очень насыщенна - по два концерта в день на протяжении недели. Разброс огромный - от хора "Древнерусский распев" до спектакля "Песни нашего двора" Театра Марка Розовского. Показательно, что почти на всех фестивальных концертах были полные залы. Причем дело не столько в том, что культурную жизнь маленького карельского городка трудно назвать содержательной, сколько в том, что в этом году участники фестиваля показали действительно высший пилотаж. Концерт любимцев фестиваля "Терем-квартета" вообще проходил при супераншлаге, пришлось даже ставить дополнительные ряды. Под конец концерта публика окончательно разбушевалась, устроила невиданные овации, встала, добилась-таки еще пары бисов и чрезвычайно довольная разошлась по домам. "Терема", известные и любимые своим тонким чувством юмора и практически совершенным владением инструментами, в этот раз действительно, что называется, зажгли. Как всегда, поводом для шуток стало все - от Баха до Розенбаума. Казалось, что лучшей программы для фестиваля в чудесном городе на озере и не придумаешь.
Однако после концерта Алексея Уткина и камерного оркестра "Эрмитаж" оказалось, что и музыку Вивальди, Гайдна в таких условиях слушать тоже чрезвычайно приятно. В течение сезона подобные программы гобоист и руководитель оркестра дважды представлял московской публике в Большом зале консерватории. Но в Костомукше явно "что-то случилось". Каждая нота, каждый звук, казалось, были энергетически заряжены. Как будто бы безупречный, но несколько холодноватый обычно Уткин вышел из себя. Двойной концерт Вивальди, сыгранный Уткиным вместе с его учеником Филиппом Ноделем, звучал свежо, тонко, качественно. Кроме того, два совершенно разных подхода (подчеркнуто заинтересованный, горячий - Уткина; несколько иронический, отстраненный - Ноделя) сделали концерт увлекательным диалогом двух интереснейших музыкантов.
Подробно описать все концерты фестиваля, к сожалению, невозможно. Кроме "Теремов" и Уткина, порадовали молодые солисты - флейтист Юрий Капуста, виолончелист Сергей Антонов и кларнетист Игорь Федоров. Музыканты сыграли концерт втроем, проиллюстрировав небольшую речь директора фестиваля Александра Коктомова о "наших надеждах". Самыми яркими номерами концерта стали, пожалуй, "Сцена из балета "Бахчисарайский фонтан" Асафьева в исполнении Сергея Антонова и Соната Пуленка, которую необычайно пронзительно сыграл Игорь Федоров. Оба музыканты прокомментировали свои выступления необычайно критически. Федоров на вопрос, доволен ли он своим исполнением, сверкнул глазами и эмоционально сказал: "Ну конечно, нет!"
Подобное единодушие проявили музыканты и в ответе на вопрос, чем им нравится Костомукшский фестиваль. Словно выучив слова, все в один голос твердили про чудесную атмосферу, про замечательный прием, благодаря которому хочется выступить как можно лучше, про отличную компанию тех, кто приехал на фестиваль. Но искреннее всех ответил на этот вопрос все тот же Игорь Федоров. "Чем отличается от других фестивалей? Я вам скажу, чем. Сауна после концерта - это просто фантастика".
Костомукша-Москва