- Игорь Федорович, сейчас многие нервно ждут, что Дом кино закроется на долгий ремонт и вся привычная творческая и деловая жизнь прекратится или обретет какие-то незнакомые формы. Но вот мы сидим здесь в кабинете, и никаких признаков ремонта, даже косметического, по дороге на третий этаж я не обнаружила. Так будет Дом кино работать в следующем сезоне или нет?
- Конечно, будет. А куда же мы денемся? Да, здание Дома кино и Союза кинематографистов на Васильевской улице находится в ужасающем состоянии. Надо менять все коммуникации, делать серьезный ремонт. Газо-, водо- и электроснабжение здания аварийны. И надо быть абсолютно бездарными руководителями, чтобы не предпринять никаких шагов для того, чтобы Дом кино функционировал по-современному. Сегодня, например, окончательно закрылся лифт. Его эксплуатация была запрещена еще год назад, но все этим лифтом все равно втихаря пользовались. Сегодня мы решили, что дальше так нельзя, ситуация действительно опасна.
Но чтобы начать реконструкцию здания, нужно хорошо подготовиться. К тому же нам пока некуда переезжать на время ремонта. Ведь Союз кинематографистов - это не просто штат чиновников, это профессиональные гильдии, множество служб, консультанты по связям с регионами, по международным связям, юристы. Кроме того, это кинозалы и ресторан, без которого невозможен творческий клуб, коим является СК.
- Куда вы собираетесь переезжать - рано или поздно?
- В Киноцентр, который мы считаем незаконно захваченным у СК представителями других республик бывшего СССР. Понимаете, ведь у себя в республиках местные союзы кинематографистов благополучно оставили себе всю недвижимость СК СССР, построенную на республиканских территориях. Почему же СК РФ должен отдавать собственность СК СССР, построенную на территории России? Мы надеемся, что мы победим в вопросе Киноцентра. И как только у нас появится возможность туда переехать, мы это сделаем, притом не на долгий срок. Стройки сейчас идут быстро.
- А как вы собираетесь въезжать в Киноцентр? Ведь никто сам по доброй воле свою территорию не отдаст. А там столько арендаторов┘
- Мы не собираемся выселять арендаторов, которые платят деньги за аренду площадей Киноцентра. Было бы нелепо губить "дойную корову". Просто сейчас на средства этих арендаторов живут враждебные нам организации ЗАО "Киноцентр" и Конфедерация союзов кинематографистов, не имеющие к СК никакого отношения.
- И как вы их собираетесь оттуда изымать?
- Не знаю пока. У меня другая специальность. На данный момент СК РФ уже выиграл все суды. Но ЗАО "Киноцентр" подает апелляции. Вот когда все апелляции будут аннулированы, тогда настанет время говорить о последующих действиях.
- В какой стадии сейчас подготовка реконструкции Дома кино?
- У нас есть разрешение секретариата СК начинать готовить проектную документацию - она, кстати, стоит немалых денег. Потом проект реконструкции здания Дома кино должен быть утвержден на пленуме СК РФ. Без этой процедуры никто ничего сделать не сможет.
- Каким, на ваш взгляд, должен стать Дом кино после реконструкции?
- Есть идея построить на этом месте 15-этажное офисное здание с подземными гаражами. Пять или шесть этажей в нем будут принадлежать СК РФ. Там разместятся кинозалы, офисы СК, рестораны, кафе. Остальные этажи займут инвесторы, которые вложат деньги в этот проект. Предварительные договоренности с некоторыми инвесторами уже есть. Ведь, как вы понимаете, сам СК России не располагает необходимыми средствами на реконструкцию.
- Чем помещения СК в новом здании будут отличаться от нынешних?
- Это будет мультиплекс. Нам не нужен такой огромный зал, как здесь сейчас. Лучше иметь несколько залов на разное количество мест. Должен быть и не один ресторан, и клубные места. И нам просто требуется больше офисных помещений, чтобы не сидеть друг у друга на головах.
- Предполагается ли использовать кинозалы для коммерческих показов?
- Я думаю, да. Это просто необходимо. Мы и сейчас думаем о том, как поставить на новые рельсы деятельность в старом здании. Есть неплохие примеры такого рода. Вот в Санкт-Петербурге Дом кино работает и бесплатно для членов СК, и дает премьерные показы для обычных зрителей. То же самое в Екатеринбурге. И это им помогает выручить хоть какие-то средства, чтобы пустить их на помощь пожилым членам СК, молодым кинематографистам. А здесь у нас зарабатываются пока средства только от аренды некоторых помещений. А залы простаивают.
- И как с этим бороться?
- Раньше у нас существовала только одна организация, созданная СК РФ под названием "Центральный Дом кинематографистов". Эта организация занималась практически только парадной стороной дел - премьерные показы, церемонии. Мы всегда предъявляли им претензии в том, что залы простаивают. А летом вообще жизнь замирает. Сейчас СК меняет порядок ведения дел в Доме кино. Создана комиссия по техническому обеспечению жизни Дома кино - чтобы хоть как-то привести в порядок технику, чем давно уже никто не занимался. Еще СК РФ создал коммерческую дирекцию, которая будет заниматься организацией кинопоказов и прочих коммерческих мероприятий в Доме кино. Мы надеемся, что Дом кино будет функционировать весь день и круглый год.
- Кому юридически принадлежит Дом кино? Был момент, когда Конфедерация союзов кинематографистов претендовала на это здание.
- Это юридический нонсенс. Конфедерация претендовала вообще на все имущество СК РФ, считая себя правопреемником СК СССР. Конфедерации в судебном порядке отказано в ее претензиях. Дом кино принадлежит Союзу кинематографистов России. По всем документам. Это наше здание и даже наша земля. На 49 лет эта территория Москвы принадлежит СК России.
- В последние дни вас не было видно в СК РФ: вы принимали вступительные экзамены во ВГИК. Каковы ваши впечатления?
- Я прочитал 260 работ. Мы отобрали 75 человек и беседовали с ними с утра и до глубокой ночи. Я все время думаю о том страшном грехе, который беру на свою душу. Ведь из 260 человек я должен отобрать 14 человек - 7 бюджетников и 7 или 10 на коммерческой основе. Так легко ошибиться. Я даже сделал специальную картотеку на тех, кто сдает экзамены, чтобы как-то лучше ориентироваться. Был великий педагог во ВГИКе - режиссер Михаил Ромм. Он умел угадывать людей. На один курс он мог взять утонченного московского мальчика, сына поэта Арсения Тарковского, - и на тот же курс взять человека в бушлате и солдатских сапогах - Василия Шукшина.
- Есть какие-то странности у современных абитуриентов?
- Есть одна тенденция, особенно у тех, кому 25-27 лет, - юность которых попала на самое безвременье. Произошел разлом и национальная базовая культура куда-то ушла от молодежи. Они знают то, что модно, но не знают Пушкина...