Не было у "Антикиллера" двух необходимых вещей - внятного сценария и человеческой позиции режиссера. Картина идет почти два часа. А фильм-то получается всего-навсего о том, что крутое ворье мочит друг друга по-крупному. И пускай мочит - меньше народу, больше кислороду.
Выражаясь языком героев картины, Михалков-Кончаловский зашел на территорию, которая давно уже "схвачена" другими хозяевами. Либо надо с ними тягаться, играя по их правилам, либо придумывать свои. Ни того, ни другого режиссер не предпринял. Эстетика картины вторична, а содержание утверждает ложные истины. Бывший мент-правдоискатель Лис (Гоша Куценко) выходит из тюрьмы и идет по городу под музыку. Но Данила Багров ходит у Балабанова лучше, и музыка там звучит напористее и надрывнее. Лис мечтает уехать на остров Куба - мечтает по-детски, упрямо и наивно. А кругом лужи, грязь, криминал и беспредел. Старшая из сестер в одноименном фильме Сергея Бодрова тоже, помнится, грезила об индийской красивости. По первому разу придумка еще работала. При повторном использовании, да еще применительно к взрослому мужику прием выглядит не пикантно, а искусственно.
"Антикиллер" изобилует сценами ближнего боя. Живописно смазанные кадры и сверхкрупные планы в стиле корейских боевиков начисто лишают драку информативности. Дуло к дулу - лица не увидать. А ведь надо как-то следить за событиями. Единственный более-менее оригинальный кадр - отход в мир иной раненого Баркаса (Евгений Сидихин), который возлежит на пустой бетонной площадке в позе античной статуи "раненого галла".
В центре картины - отношения разных бандитских группировок со своими лидерами и пешками. Между ними - одинокий Лис. Но что до группировок, то в "Бандитском Петербурге" Владимира Бортко их взаимодействие было очерчено гораздо эффектнее и психологичнее. Что до одинокого мстителя, то после профи этого амплуа Дмитрия Певцова и Максима Суханова Гоша Куценко смотрится безнадежно провинциально. Правда, режиссер собрал кучу замечательных актеров. Начиная с Михаила Ульянова, Сергея Шакурова, Ивана Бортника и Александра Белявского. Завершая Александром Балуевым, Михаилом Ефремовым, Виктором Сухоруковым. Но режиссер ухитрился придумать только одну полноценную роль - для Сухорукова. Остальные носят пушки, ездят на джипах и сидят в бандитских "палаццо", не отягощенные никакими актерскими задачами. Задача тут одна на всех - выглядеть посумрачнее да поковарнее.
Из безбрежного хаоса сюжета вырисовывается веселенький расклад. Действующих лиц полно. По мере движения к финалу их периодически отстреливают - должны же быть в фильме какие-то события. И чем больше у персонажа силы, тем больше его хотят убрать. Поэтому вся картина служит иллюстрацией бренности "человека с ружьем".
О соблюдении государственных законов речи нет никакой. Остается уповать на законы воровского мира. В этой ситуации самое большое зло представляет непрагматичный и "асоциальный" придурок. Таковым является Амбал (Сухоруков), который палит направо и налево, упоенный легендами о викингах и не признающий никакой субординации и собственности.
"Милиционеров убивать нельзя", - наставляет Лис. Получается, что не милиционеров - можно. Антигуманность этой логики в фильме не видна, потому что все не милиционеры - здесь в основном бандиты. Как говорила маленькая героиня у Андрея Платонова, надо всех плохих убить, а то хороших больно мало. Вот и основной принцип Лиса - стравить всех со всеми. Если бандиты не расправятся друг с другом сами, рассчитывать больше не на кого. Командир СОБРа (Сергей Векслер) может подоспеть и помочь, но только если пальба уже идет. Кроме как убивать всех плохих, пути к порядку нету.
Давно у нас в кино уже не было таких больших массовок. Финальная разборка напоминает какую-то всемирную сечу. И всех ее участников, хотя они кровожадные негодяи, ужасно жаль. Потому что антикиллер действует с амбициями праведной наказующей силы. А он все-таки не господь Бог, он всего-навсего Лис. Антикиллер ведет к "антигеноциду". А зритель вроде как должен сочувствовать герою. Зарубежный плохой боевик всегда можно посмотреть с удовольствием. А вот российский плохой боевик да еще с дурной идеологией как-то угнетает. У нас этот жанр не может быть чистой развлекаловкой. Сейчас это всегда про нашу реальную жизнь. А про нее нельзя снимать глупо и жестоко.