Зацикленности на сексе действительно нет, хотя в Америке фильм все-таки получил "отметку" PG-13 (зрителям не младше 13 лет) за ненормативную лексику, упоминания о наркотиках и сексуальные сцены, без которых таки не обошлось. Но уж лучше бы была зацикленность, ибо есть мнение, что смешные комедии американцы снимают только о сексе.
Другое достоинство картины - актуальная для нашей страны в текущее время года идея, что даже в Америке, даже отличник - и тот не всегда поступает в вуз. Правда, им там все-таки не понять, что мы едва ли посочувствуем: у нас такой отличник, помимо психологической травмы от провала, может вследствие оного безо всякого своего на то желания отправиться служить родине в места весьма отдаленные и небезопасные.
У американцев если не о сексе - то о семейной психологии. Правда, и тут непрямое попадание. Ну, не понять большинству российских зрителей семейных проблем старшеклассника, который ездит в школу на собственном джипе и при этом бросает отцу с матерью упреки в том, что они ему мало помогают по жизни. У нас-то такой точно бы поступил. Однако проблема есть: режиссер Джейк Кэсдан (едва переваливший за четвертьвековой барьер сын режиссера Лоуренса Кэсдана) считает, что нашу, российскую поговорку-цитату "Не учите меня жить, лучше помогите материально" следует понимать ровно наоборот, так как у них матпомощь подразумевается, а главная на свете роскошь - роскошь человеческого общения - иногда оказывается забыта. Наверно, папа-режиссер уделял сыну мало времени.
Впрочем, общения по поводу поступления в Стэнфорд "на писателя" молодому человеку Шону (Колин Хэнкс, сын сами знаете кого) хватает. Ему помогает подружка, "ботанка" Эшли (Шуйлер Фиск, дочка Сиси Спейсек), брат-наркоман Лэнс (Джек Блэк - "Водный мир", "Фанат", "Шакал", "Колыбель будет качаться"), и даже декан приемной комиссии Стэнфорда (Харольд Рамис, ни много ни мало режиссер "Дня сурка"). Но все усилия этого созвездия (а мы еще не всех упомянули) пропали, в сущности, втуне, как по сюжету, так и "вообче".
Собака "ботанки" сожрала обивку в джипе Шона, брат в состоянии наркотического опьянения сжег документы приемной комиссии вместе со всей обстановкой, а декан, приняв три "колеса", съехал с катушек и выпал в прострацию. Причем все это должно было выглядеть смешно, а получилось не очень. Как и многие другие пассажи "Страны чудаков".
Похоже, не зная, как закончить запутанное повествование, авторы (судя по всему, свои университеты благополучно окончившие) преподают будущему Фолкнеру урок: его обожаемый кумир, стэнфордский преподаватель, проникновенно объясняет жертве обстоятельств, что писателем можно стать и у себя дома. В той самой стране тех самых чудаков. Окрыленный молодой человек, пылая очами, возвращается к домашнему очагу и прерванным занятиям серфингом, что знаменует возрождение его и его семьи к праведной жизни.
А наш бы парень не пасанул. Пробивался бы до последнего. И правильно сделал бы - у нас на себя надо надеяться.