0
995
Газета Культура Интернет-версия

24.07.2002 00:00:00

Анти-Бивис-и-Батхед

Тэги: сандра баллок, триллер


Немотивированные преступления, в особенности убийства, совершаемые зелеными тинейджерами, - это вообще-то прерогатива европейского кино. Притом некоммерческого. Там, как правило, герой сохраняет и внешнюю вялость, и легкомыслие, и незлобивость. Однако отправляет на тот свет людей быстро и без особых затей, часто неожиданно для самого себя. Это проблема бесцельности жизни и психической бесчувственности.

Американское кино хватается за тот же принцип - немотивированное практической необходимостью убийство, совершенное школьниками. Только установить тайную причину больного сознания тинейджеров триллер не способен. Поэтому режиссер Барбет Шредер пытается объяснить явление, ставшее частью не только современного кино, но и самой действительности. И на этом пути фильм не так уж слаб. Начать с того, что здесь весьма очевидно явлена абсолютная покинутость подростков на произвол судьбы - при финансовой состоятельности их семей и, соответственно, полном достатке главных героев. Родители молодых людей фактически так и не появляются, разве что мельком. Личный адвокат одного из ребят и тот застревает в кадре на большее количество секунд. Зато герои показаны и в роскошных коттеджах, и в собственных машинах. И с кредитными карточками у них полный порядок. Школа служит не столько местом учебы и общения, сколько мини-социумом чужих друг другу людей. Вещи и деньги заменили семью и друзей в прямом смысле слова.

В этом обустроенном вакууме пара старшеклассников в исполнении Райана Гослинга и Майкла Питта объединяется по принципу партнеров в диспуте и лабораторном опыте. Можно сказать, что это Бивис и Батхед наоборот. У Шредера плохие парни изумляют не тупостью и пофигизмом, а экзальтированностью, излишней серьезностью и катастрофичностью мышления. Пожалуй, в "Отсчете убийств" впервые за последнее время тинейджеры показаны умными и, страшно вымолвить, духовными существами. Правда, от этого не легче. Но из придурков низкого жанра герои явно преобразились в нервических "философов" жанра высокого. Случайность это или начало новой тенденции, увидим в следующем сезоне.

Намеки на гомосексуальные влечения сублимируются в дружбу двух страждущих искателей смысла жизни. Не в каждом американском триллере герои, прежде чем укокошить невинного человека, цитируют Ницше. У Шредера цитируют и прикидывают на свой счет: может ли человек стать по-настоящему свободным, то есть совершить преступление и убийство? Значит, возможностей у этих небедных детей полно - а свобода лишь грезится в страшных мечтах. И понимается свобода как готовность бросить вызов обществу, помериться с ним силами. С риском потерять привилегию законопослушных граждан - прожигать жизнь со спокойной совестью, вызывая всеобщее равнодушие или в лучшем случае зависть.

Вместо банального психофизиологического сбоя у героев "Отсчета убийств" происходит то, что в классическом искусстве называлось идейной драмой и духовным кризисом. Вместо патологии, завладевшей отдельным человеком, речь идет о социальной болезни, гнездящейся в самом организме общества. Такой сознательности от Голливуда дожидаешься редко, и дается она тяжело. Фильм изматывает напряжением, однако экшна в прямом смысле там почти нет. Давно уже герои триллеров не вели столь долгих диалогов. Зрителю, привыкшему к говорильне в европейском стиле, будет любопытно увидать заокеанский вариант. Но те, кто пришел за бурным действием, с зигзагами и загадками, могут заскучать.

Сандра Баллок играет здесь каноническую роль нервной, но хорошей девчонки-фараонши. Такую героиню сыграла бы любая американская актриса любой эпохи. А вот парочка юных несчастных убийц - на нынешний день какая-никакая новость. И ее можно считать гораздо большей удачей картины. Правда, может быть, именно эта, слишком замороченная, парочка понизит коммерческий успех "Отсчета убийств".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1664
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1863
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1977
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4353

Другие новости