После того как неизвестный злоумышленник выпускает на волю замурованный в пробирке страшный вирус, в обитель кровожадной нечисти превращается секретная подземная лаборатория Umbrella. Трудившиеся там доценты с кандидатами в одночасье превращаются в живую мертвечину, биться с которой суждено сотруднице службы безопасности Алисе (Милла Йовович). Поначалу, естественно, не в одиночку - из-за неведомых до поры обстоятельств Алиса лишилась памяти и в бой идет в сопровождении опытных "стариков", отменно экипированных отличников военной подготовки. Но с течением времени спецназовцы пропадают ни за грош - их губят хитрые ловушки, кромсающие тела на тысячи кусков, превратившиеся в истинных собак ада лабораторные доберманы, острые зубы и когти рядовых армии зомби и, наконец, совсем инфернальная тварь, которая после контакта с человеческой ДНК "становится сильнее и проворнее". Так что не сомневайтесь, в финале красивая девушка Милла Йовович останется с бандой трупаков наедине. И выстоит - продолжение "Обитель зла-2: Немезида" уже запущено.
Предыдущие опыты переноса компьютерных игр на киноэкран были не то чтобы неудачными - скорее откровенно провальными. Ранний опыт самого Пола Андерсона "Мортал комбат" к выдающимся произведениям тоже не отнести. Казалось, сама природа виртуального развлечения несовместима с кинематографической плотью. В таком случае "Обитель зла" не просто удача, а революционный прорыв, новое слово, великолепный мичуринский гибрид. Вероятно, благую роль сыграло то, что создатели игры Resident Evil вдохновлялись именно кинотворчеством - фильмами знатного специалиста по живым трупам Джорджа Ромеро, который, кстати, ходил в претендентах на должность постановщика, но не сошелся с продюсерами характером. Конечный результат, выполненный 37-летним британцем Полом Андерсоном (не путать с режиссером "Магнолии", 32-летним американцем Полом Томасом Андерсоном), имеет равное отношение как к игровому первоисточнику, так и к богатой традиции хоррор-фильмов о восставших мертвецах. Андерсон знает толк не только в специфике компьютерных развлечений, но и в кино. На его счету виртуозный и стремительный дебют "Шоппинг", вошедший в историю не только как фильм, соединивший Джуда Ло и Сэди Фрост, но и как удачный опыт соединения жестокой криминальной драмы с футуристической кибер-антиутопией. Кино Андерсона - не компьютерная игрушка, спектр эмоций, им пробуждаемый, во сто крат шире - тут к охотничьему азарту прибавляются первобытный страх и адреналиновое веселье, а также такие старомодные вещи, как, не сочтите за шутку, удовольствие от актерской игры. Никакая самая совершенная мадам, сгенерированная компьютером, не сравнится с живой сексапильной Миллой. Группа поддержки тоже недурна - в ней нет звезд, "Обитель зла" фильм на удивление недорогой, но и задействованные актеры достойны внимания - например, Мишель Родригес и Эрика Мебиуса. Родригес превосходно дебютировала два года назад в "Женском бое"; там ее героиня обретала смысл жизни на боксерском ринге, в "Обители" любимое Родригес амплуа "сильной женщины с железными кулаками" достигает апогея. Эрик Мебиус, напротив, памятен по роли нежного барабанщика Зеда из очаровательной комедии Грегга Араки "Сплендор".
Любопытный факт: фильмы летнего репертуара образуют связки, вступают друг с другом в многоголосую перекличку. Косяком потянулись "эротические триллеры" - за "Убей меня нежно" следуют "Неверная" и "Роковая женщина". Одновременно с "Обителью зла" стартует "Авалон", герои которого сражаются в виртуальных мирах. Другую рифму жутковатой кибер-сказке Андерсона составляет шикарный триллер Дарио Ардженто "Без сна". Во-первых, благодаря изобилию сквозных, проникающих, рваных и гнойных ранений, во-вторых, благодаря тому, что обе картины носят честные имена. Творение Ардженто называется "Без сна" не только потому, что бессонницей страдает престарелый полицейский на пенсии Улисс Моретти: просмотр обеспечивает устойчивую бессонницу напуганному зрителю. Похожим действием обладает "Обитель зла"; и зло в ней действительно на редкость сочно. Говоря об актерских достижениях, грешно обойти вниманием толпу анонимных, но, безусловно, талантливых статистов в ролях облепленных струпьями мертвецов - их много, они разные, и всем им хочется кушать. Верю, прокричал бы Станиславский, так эти мертвые люди хороши!