Чен Кайге - мастер размашистых эпосов, обладатель каннского золота за выдающуюся ленту "Прощай, моя наложница", постановщик хорошо известного у нас "Императора и убийцы" - выбрал для американского дебюта жанр, предельно опасный для репутации. Эротические триллеры со звездами класса "А" и крупным бюджетом снимают крайне редко. Возрастное ограничение "R" гарантировано изначально, следовательно, на значительные сборы можно не рассчитывать (редкие исключения - "Роковое влечение" Эдриана Лайна и "Основной инстинкт" Пауля Верхувена - только подтверждают правило). Если же переусердствовать с альковными откровениями, картину ждет ограничение "NC 17" - совсем гибельное для проката и максимально строгое - на год больше отечественного "детям до 16". Оттого пряный жанр загнан в гетто малобюджетного трэша, со съемочной площадки отправляющегося прямиком на видео. Похожая участь суждена и фильму Чена Кайге, до сих пор не добравшемуся до широкого американского кинопроката. В индустрии бесчисленных "Ночных глаз" тоже есть свои "звезды", например, Таня Робертс или Шэннон Твид, о поделках с участием которых часто вспоминается на просмотре "Убей меня нежно".
Вероятно, гордость и хороший вкус не позволили китайскому режиссеру обратиться к услугам грудастой Шэннон. Также вероятно, что невысокие гонорары и сомнительность проекта в целом отпугнули реальных звезд. Пришлось довольствоваться недорогими британцами Наташей МакЭлоун, Джозефом Файнсом (даже заглавная роль в "оскароносном" "Влюбленном Шекспире" не помогла бледному младшему брату Рэйфа Файнса выйти в лидеры) и американкой Хэзер Грэм. К прорывам последней можно отнести роли проститутки-роллерши из "Ночей в стиле буги" и третьеразрядной актриски из "Клевого парня", а к главному таланту - умение часто и охотно раздеваться догола.
Новой героиней Грэм стала web-дизайнер Элис, выбравшая Лондон постоянным местом жительства. Для того чтобы бросить вполне симпатичного бойфренда, проявляющего о подружке трогательную заботу в виде покупки билетов на метро, оказалось достаточно случайной встречи. Нажимая на кнопку пешеходного перехода, рука Элис сталкивается с рукой неброского альпиниста Адама - и все, отлаженная жизнь летит под откос, стабильность уступает дорогу жарким сексуальным эскападам с садомазохистским душком. Где скалолаз научился эротическим премудростям - загадка, тем более зачаровывающая Элис, что в прошлом ее суженого-ряженого, возможно, есть подвиги Синей Бороды. Сестрица Адама тоже не стремится расставить точки над "i", предпочитая нагонять туман. И вот уже Элис замирает от каждого слова, взгляда, жеста любимого, при этом не отказывая ему в выполнении супружеского долга┘
Из очередной истории под заголовком "в постели с врагом" могло бы получиться пристойное развлечение, если бы не пресловутые странности, переводящие это зрелище за грань добра и зла. Ни о каком намеке на жизнеподобие в повадках и поступках героев речи не идет. Равно как и о минимальном намеке на психологический реализм в актерской игре, по сравнению с которой все ужимки и переборы артистов немого кино кажутся верхом достоверности. Дикая несуразица происходящего будет резать глаз даже не слишком требовательным потребителям бульварных романов в мягких обложках. Но действуй в этой истории китайские актеры - все несуразности были бы списаны на загадочную азиатскую душу и "Восток - дело тонкое". Это на обладателей заурядных европеоидных черт, играющих утрированно, как в мультипликации, странно смотреть. То же самое в исполнении китайцев выглядело бы вполне аутентично. И финал, на первый взгляд банальный и глупый, на второй превращается в этакую вариацию темы "Сказания о китайских призраках".
В советские времена, когда кино капиталистических стран почиталось советскими гражданами за изрядную редкость, в ходу был анекдот про деление фильмов на хорошие, плохие и китайские. В конце 80-х красная угроза с Востока сошла на нет, а анекдот почти утратил актуальность, потому как западный мир восторженно умилялся "Красному гаоляну" и "Желтой земле" и учился правильно выговаривать имена двух главных представителей новой китайской волны - Чжана Имоу и Чена Кайге. Однако нельзя не отдать должного анонимным остроумцам - китайское кино действительно особая категория. Фильм "Убей меня нежно" маскируется под традиционный англосаксонский жанр "эротического триллера", но остается представителем той самой отдельной категории картин, у которой, по словам Аркадия Райкина, "вкус специфический".