Зайдешь - не поверишь: десятки картинок. А что показывать Мосэнерго? Фото той самой лампочки Ильича или лакированные советские хроники? Кропотливая работа с архивами, тщательный отбор материалов - перед нами вполне современный взгляд на историю, в комментариях не нуждающийся.
Никаких реверансов именитым фотографам: безымянные авторы соседствуют с классиками советской фотографии: Э.Евзерихиным, М.Озерским, В.Малышевым. Плюс современная серия: А.Щемляев, И.Лапшин, Ю.Редякин, М.Коняев. Сюжеты разнообразны: Всесоюзный энергетический съезд (выкинутые вперед кулачки), работа над генеральным планом электрификации (кумач в ползала: "Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны!"), студенты 1-го курса МЭИ (напряженные лица, вытянутые шеи), современные энергетики (амуниция, мобильники).
Старые фото, конечно, интереснее: чувствуешь, как вместе с "электрификацией всей страны" были "наэлектризованы" и люди. Все были убеждены: делается великое дело. И поэтому - искренни. Хотя есть и вполне курьезные кадры, которые никогда бы не попали в советские фотохроники: например, дружно зевающие рты "прозаседавшихся" на каком-то съезде.
Тема выставки, конечно, специальная, можно сказать - служебная. Однако ударять в грязь лицом Дому фотографии не пристало, кураторы сумели нарыть кое-что вполне художественное. Или по крайне мере становящееся таковым при помещении в соответствующее пространство. Вот громадное количество проводов, обычно жутко мешающих фотографам, когда они снимают город, людей, дома. Здесь же провода становятся настоящей графикой, пересекая кадр по всем законам композиции. Да и банальный телеграфный столб смотрится вполне фотогенично. Тянущие кабель рабочие - на стене и в рамочке - сразу становятся аллюзией на репинских бурлаков. А нагромождение трансформаторов отзывается Зоной из "Сталкера".
Правда, все эти забавные параллели все-таки теряются в огромном количестве сухих фотографий-фактов. Похожая по тематике выставка "Нефть и люди", проходившая в МДФ год назад, была гораздо точней и ярче, хотя глянца там было и больше. Впрочем, определенная адекватность есть: нефти полагается блестеть, а проводам - расчерчивать небо черным по белому. Поэтому все фотографии на выставке черно-белые - и начала века, и современные.