Мазур родился в 1927 году. С 1967-го по 1972-й возглавлял оркестр Дрезденской филармонии, а с 1970-го - оркестр Гевандхауза. Знаменитый зал, название которого переводится как "суконный двор", дал имя и одному из старейших оркестров мира, которым в разное время руководили Мендельсон, Фуртвенглер, Никиш. Естественно, оказаться в одном ряду с такими коллегами - необыкновенная честь. Но Мазура и самого уже давно воспринимают как легенду. Последние 11 лет он был главным дирижером нью-йоркского филармонического оркестра. Теперь ему на смену пришел Лорин Маазель, который последние годы руководил оркестром Баварского радио (кстати сказать, Маазель станет первым со времен Леонарда Бернстайна американцем во главе самого знаменитого оркестра Соединенных Штатов).
А 75-летний Мазур будет теперь главным дирижером Национального оркестра Франции. Концертный график маэстро в предстоящем сезоне насыщен так, как дай Бог каждому 30-летнему дирижеру. Пять дней подряд он дирижирует симфониями Бетховена. По две в каждом концерте. Перелетает из Лондонского Royal Festival Hall в чикагский Symphony Center, зал Boston simfony и Carnegie Hall. В октябре, к примеру, запланировано 13 концертов.
Более всего Мазур любим публикой (и критикой) за интерпретации симфоний Бетховена. Но его программы полны разнообразнейшей музыки. В следующем сезоне публика услышит Моцарта, Мендельсона, Бриттена, Р.Штрауса, Брукнера. Концерт Губайдулиной для альта с оркестром сыграет Юрий Башмет, а оркестром Нью-Йоркской филармонии будет руководить Мазур.
При всех этих "серьезных" программах и концертах маэстро совсем не чужд музыкальных развлечений. Взять и совместить, к примеру, на сцене Эвери Фишер-холла Нью-Йоркский филармонический оркестр с джаз-оркестром Линкольн-центра под управлением Уинтона Марсалиса и всем вместе сыграть джазовую версию григовского "Пер Гюнта". Причем сыграть удивительно весело, живо, свободно и одновременно качественно, предельно ясно и профессионально.
Курта Мазура - как это ни странно для такой тоталитарной профессии, как дирижер, - любят, кажется, все. Более подтянутый, строгий, статный, чем, скажем, Геннадий Рождественский, но вместе с тем более теплый, человечный, чем Зубин Мета, Мазур принадлежит к числу дирижеров того поколения, про которое обычно говорят: "Таких больше не делают". Наталия Гутман как-то сказала о Мазуре: "Он идет в глубину партитуры, каждый раз раскрывает ее новые грани и особенности. Сейчас я второй раз слушала Девятую симфонию Дворжака и в полном восторге от Французского национального оркестра. Курт Мазур работал с ним еще мало, но оркестранты уже идут навстречу всем его пожеланиям. Они чувствуют в нем большого мастера, который относится к ним как к коллегам, вместе творящим музыку. Он не подавляет музыкантов, поэтому они отдают ему все, что могут".