Первоначально собрание принадлежало Сергею Китаеву, который плавал по Тихому океану и во время стоянок в японских портах собрал большую коллекцию японского искусства. В 1916 году, собираясь уезжать за границу, Китаев передал свое собрание на временное хранение в Румянцевский музей, откуда она в 1921 году перешла в Отдел гравюры и рисунка Музея имени Пушкина.
Ранние японские рукописи, иллюстрированные книги в форме свитков и вееров датируются V-VI веками н.э. К концу VIII века появляются и распространяются книги в виде тетрадей - иногда сложенные гармошкой, в бумажных обложках и без переплета. Текст писался тушью или киноварью на бумаге из коры бумажного дерева.
По форме и структуре эти книги сильно отличаются от европейских. Обычно это небольшие буклеты, не имеющие переплета, собранные вручную. Обложки сделаны из цветной бумаги, а страницы - из тонкой полупрозрачной бумаги из тутового дерева, сшитые в двойные страницы. Начало книги, текст и иллюстрации шли справа налево - согласно восточным традициям.
До середины XVIII века иллюстрации в печатных изданиях оставались монохромными, иногда раскрашенными от руки киноварью. В 1744 году появляются гравюры, напечатанные в два цвета: розовый и зеленый (бэнидзури-э). Родоначальником цветной печати считается Судзуки Харунобу, издавший в 1765 году иллюстрированный календарь. При создании цветных гравюр художник делал рисунок на тонкой, прозрачной бумаге, который наклеивался резчиком на отдельный блок, а затем уничтожался - для каждого цвета вырезался отдельный блок. Книги печатались в небольших частных типографиях, тираж доходил до ста экземпляров.
Искусство книги теснейшим образом связано с развитием и других форм японского искусства. Поэтому на выставке присутствуют икебаны, расписанные ширмы, цветные гравюры в виде вееров (утива-э). Таким образом книга включается в контекст повседневного бытия, которое японцы считают высочайшим искусством.