Чтобы показать балет, этой танцевальной компании много не нужно. Лишь звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас. Греческий хореограф Анастасия Лира - принципиальный сторонник выступлений на пленэре, прежде всего городском. Стелешь ковер на площади какого-нибудь мегаполиса и собираешь в качестве зрителей случайных прохожих, им, прохожим, даже за билет платить не придется. Так Лира, по ее словам, вносит чувство природы в урбанистические ландшафты. А заодно радует своего богатого мужа - спонсора постановок жены.
Осуществлять эти творческие замыслы призваны сразу два коллектива: греческий и кубинский. В рамках совместного проекта они привезли в Москву балет "Сон в летнюю ночь". Хореографа привлек "греческий" сюжет Шекспира (события происходят в Афинах), написанная под этот сюжет дивная музыка Мендельсона, а еще место действия - большей частью лес. То есть та самая окружающая среда, которую хочется почувствовать.
По предварительной договоренности гости должны были выступать под стенами Кремля, в Александровском саду, там, где "античный" грот. Но после футбольных хулиганств в центре Москвы комендант Кремля решил перестраховаться - и запретил Шекспира с Мендельсоном на подведомственной территории. Так что и греческому ансамблю современного танца "Схедия", и "Данса компаранеа де Куба" пришлось срочно перебазироваться в Парк культуры, на тамошнюю открытую эстраду. Организатор гастролей - Театр наций - срочно обтянул обшарпанные подмостки маскировочной военной сеткой а-ля лес, случайно сгармонировавшей с покрытием рядом стоящего дома под капитальным ремонтом.
"Сон в летнюю ночь" снился под звуки разухабистых шлягеров, сплетающихся с Мендельсоном, под отчетливый запах жарящихся шашлыков и бульканье пива, распиваемого отдыхающими в Парке культуры. А труппе понадобилось менять мизансцены: спектакль в принципе рассчитан на круговой обзор, а не на сценическую коробку. Не все успели исправить, и в какой-то момент артистам пришлось кланяться заднику.
Кто из зрителей помнит запутанный сюжет "Сна", тот понял, в чем дело. Остальные приняли к сведению, что классически обученные кубинцы исправно делают классические па босиком. Современно танцующие греки, среди которых не только танцовщики, но и драматические актеры, извивами рук и изгибами тел изображают волшебную чащобу. Ткач Основа бегает с пластиковой ослиной головой на голове. Шалуна Пэка (потому как он здесь - порождение лесной стихии, из древа возникающее и в древо уходящее) играют несколько исполнителей по очереди - самые прыгучие. Пространственно-композиционный хаос хореографии и обилие коллективной беготни, надо полагать, олицетворяют таинственную многоликость природы. А когда все шекспировские влюбленные помирятся и поженятся, то, как написано в программке, "феи приходят к людям, чтобы благословить земную любовь". Вот так. И захотелось в лес. Собирать землянику подальше от урбанизма, поближе к феям.