Сначала удивил 77-летний француз Ролан Пети.
Опровергнув скептиков (мол, мастит, но уже немолод), он перенес в Большой театр свой пятилетней давности балет "Пассакалья", сочинил "Пиковую даму". И выиграл, дав Илзе Лиепе возможность преотлично сделать роль Старой Графини в "Пиковой".
Большой вообще дал много качественных событий. Возобновил многострадальную "Дочь фараона", запрещенную - к великому возмущению балетоманов - предыдущим руководством театра. Привез на свою сцену заморских балетных звезд. Хосе-Мануэль Карреньо из Америки, филигранный стилист Йохан Кобборг из Ковент-Гардена, международный гастролер Владимир Малахов - каждый был интересен по-своему.
В премьерах и вводах по-новому открывались свои артисты: Геннадий Янин в "Тщетной предосторожности", Мария Александрова (Эгина в "Спартаке"), Анастасия Горячева, впервые исполнившая партию Жизели. Упомянутая фарфоровая безделушка под названием "Тщетная предосторожность" стала для труппы испытанием на владение стилями: пристойно исполнить английский балет про французских крестьян - это не фунт изюма съесть.
Шли своей чередой юбилеи: 60 лет справил Михаил Лавровский, про 65-летие со дня рождения Мариса Лиепы не забыли его дети, показав оригинальный проект-инсталляцию "Музей Оскара Шлеммера". Нина Ананиашвили отметила двадцатилетие творческой деятельности дважды: сначала выступила в главной партии нового балета "Леа", потом благословила зрителей на свой гала-концерт в Большом. Именно благословила, а не станцевала: юбилярше помешала травма. А "Леа", поставленная Алексеем Ратманским, по результатам опроса московских критиков признана лучшим балетом сезона.
Заклятый друг Большого театра - Мариинка - привозила в Москву свою "Спящую красавицу", реконструированную по образцу оригинала 1890 года. Столичные зрители, воспитанные на оформительском аскетизме балетов Григоровича, ошарашенно внимали серо-буро-малиновым в крапинку декорациям и костюмам помпезного зрелища, а заодно - его амбициям а-ля "императорский балет". Этот спектакль об идеальной любви и идеальном государстве был принят публикой Большого гораздо лучше, чем малопонятный "бессюжетный" Ноймайер из той же Мариинки, привезенный на фестиваль "Золотая маска". Мариинский же "Щелкунчик" от Михаила Шемякина вообще заставил воспринимать компоненты спектакля как в анекдоте про ромовую бабу: ром - отдельно, баба - отдельно. Уж больно не удалась хореография этого балета - в отличие от шемякинской сценографии.
Юрий Григорович весь сезон расширял свое присутствие на московских подмостках. Сначала возобновил "Ивана Грозного" в "Кремлевском балете", потом - сделал то же с "Легендой о любви" в Большом. Критики замерли в ожидании: будет или не будет мэтр ставить что-то новое? Теперь уже ясно: не дождетесь. Зато появился пусть призрачный, но шанс дожить до перемен в Московской академии хореографии: там прошли выборы нового ректора.
Сторонники неклассических движений тоже не стояли на месте. Второй европейский фестиваль современного танца окончательно подтвердил, что танцем на Западе не увлекаются. Танцу там предпочитают некие телодвижения, которые нужно принимать как данность, а не как ту или иную эстетику: просто кто-то кому-то что-то сообщил. Телом ли, жестами - какая разница? На недосягаемой высоте оказались норвежцы (труппа Йо Стромгрена со спектаклем "Там"), порадовали и французы (хип-хоп из Лиона). Невдалеке от большого международного смотра "контемпорари данс" прошел смотр малый: в рамках фестиваля "Цех" отечественные коллективы соревновались за право выступить на "Хореографических встречах" во Франции.
Нас обильно кормили шоу-проектами. В американской труппе "Комплекшнз" образцово станцевал Дезмонд Ричардсон. Лорд танца Майкл Флэтли отправил в Россию на дегустацию свое ирландское танцевальное рагу. Проект, видимо, имел коммерческий успех, потому что осенью его вновь покажут в Москве. Отдельное удовольствие получили поклонники и поклонницы фламенко - они увидели самого Хоакина Кортеса, испанского виртуоза и брутального красавца. Не желая того сознательно, скандальное шоу сотворили организаторы гала-концерта на вручении международного балетного приза "Бенуа де ля данс": крики, смех и слезы сопровождали и выступление продвинутой девушки из Фландрии, со сцены обучающей сексуальным приемам, и награждение Анастасии Волочковой в качестве лучшей балерины года.
Сезон закончился классно: урок настоящего мастерства дал бывший премьер Большого Александр Ветров, гастрольно навестивший столицу из-за океана. Теперь балетоманам остается лишь ждать осенних балетных радостей.