Один из немногих современных исполнителей, к качеству игры которого просто невозможно придраться, выступил в БЗК второй раз за сезон. Оба раза вместе с ним на сцене был созданный им самим камерный оркестр "Эрмитаж".
Состоит оркестр из молодых и по большей части не слишком выразительных музыкантов-студентов. Конечно, можно искренне восхититься стремлением маэстро Уткина помочь молодежи. Попытке "слепить" из обычных, еще даже непрофессиональных "детей" - взрослый, преданный камерный оркестр. Но пока что от всего этого, к сожалению, страдает публика. Все-таки, если абстрагироваться от высоких идей воспитания, Большой зал Московской консерватории ко многому обязывает.
Обидно становится, когда великолепному солисту, практически единственному хорошему духовику страны, на сцене вторят фальшивые, играющие не те ноты валторны и не контролирующий процесс даже собственной игры концертмейстер. Кстати, первая скрипка оркестра, Петр Никифоров, и в самом деле играл далеко не самым удачным образом. Небольшие мимолетные пассажи в концертоне Моцарта звучали у него так, будто скрипач очень боится куда-то опоздать - темп был загнан, и в результате понять, что играет молодой солист оркестра, было трудно.
Вполне вероятно, что подобные мелочи, которые, кстати, случились просто у всех находившихся на сцене (кроме самого Уткина), можно объяснить волнением. Но ведь и сольный концерт в БЗК - это не отчетный концерт музучилища┘
Сам Уткин, как всегда, впечатлял абсолютным, совершенным владением инструмента. Порой казалось (как, например, в прелюдиях для гобоя и оркестра Шостаковича), что просто нет в гобойной литературе каких-то таких исполнительских проблем, которые Уткин не смог бы решить. Он одинаково удачно справляется и с блестящими виртуозными пьесами, и с чудными, высокими медленными частями, и с жанровыми финалами концертов.
Каждый раз в его игре поражает превосходное чувство стиля, остроумие и внимание к прелестным деталям. Ко всем прочим достоинствам Алексей Уткин и ведет себя на сцене необычайно привлекательно - трясет кудрями, улыбается, галантно раскланивается.
Но есть в самой игре Уткина всегда один и тот же существенный недостаток. Это ее безупречность.
Вычищенные до блеска пассажи, летящие верха, чудесный объемный звук его гобоя - все это напоминает неприятную, музейную чистоту. Или аккуратные дорожки, идеальные домики, будто нарочно посыпанные снегом, с рождественских открыток. Вроде бы все прекрасно. Красота. Но хочется в этой идеальной симметрии, абсолютной гармонии увидеть хоть что-нибудь, хоть какую-нибудь маленькую неоправданную, непредусмотренную деталь. Хоть один маленький недостаток. И сразу вся эта чудесная открытка оживет.