Концерт был организован греческим посольством. Это повлекло за собой три факта. Во-первых, дирижировал греческий (по рождению, а вообще-то выпускник питерской консерватории) дирижер Теодор Курентзис. Во-вторых, впервые в Москве были исполнены произведения греческих композиторов Ксенакиса и Христу. В-третьих, длиннющую речь произнес посол Греции.
Премьеры прошли довольно удачно, музыка оказалась интересной и приятно недлинной. Два номера были вполне ничего. Но большая часть вечера оставила неприятный осадок. Казалось бы, чего ругаться? Концерт со свободным входом, аншлагом, интересной программой, молодым артистичным дирижером┘Чего еще?
Однако, как это ни парадоксально, от исполнения такой громадины, как "Весна священная" Стравинского, ждешь еще чего-нибудь. Элементарного качества звучания струнной группы. Строящих духовых. Или хотя бы малейшего разнообразия в динамике. Когда же вместо выполнения этих не слишком оригинальных желаний получаешь орущего, грязно замазанного, некачественного Стравинского - становится обидно.
Настроение испортилось уже в конце первого отделения благодаря плоско и неаккуратно сыгранному "Болеро" Равеля и абсолютно непонятой пьесе "(Не) сон в летнюю ночь" Шнитке. Шнитке вообще досталось. По какой-то неведомой причине его "Не сон┘" исполнялся сразу после премьерной пьесы Ксенакиса "Pour les baleines", без перерыва. В результате публика оказалась не в состоянии отделить Шнитке от Ксенакиса и осталась в полной уверенности, что все это - одно, большое интересное произведение, принадлежащее перу греческого композитора.
Правда, всем, кажется, "все это" понравилось. Публика безумствовала. А после Болеро (несмотря даже на откровенные промахи тромбона и отвратительный случайный писк, возникший у кого-то из других духовых) некоторые дамы стали визжать, как на рок-концерте. Хотя это как раз не показатель. Идеально концертная пьеса написана так, что, ее как ни сыграй, все равно будут овации.
К тому же Курентзис ведет себя за пультом чрезвычайно ярко. Изгибается во все стороны. Дирижирует плечами, шеей, головой и всем телом. В пресс-центре сообщили, что у молодого дирижера даже наличествует теория о "психическом воздействии движения на звук, которое раскрывает подсознание зрителей и делает их непосредственными участниками мистерии". Вполне вероятно, что теория и впрямь существует, но у обозревателя "НГ" никакого подсознания не открылось. Зато смотреть на дирижера было увлекательно. Иногда это даже спасало от звукового брака, музыкальной нелепицы и невыносимой халтуры, которая так и лезла в уши. Однако обвинять в неудачах оркестра на этом концерте только лишь дирижера было бы неправильно. Проблема глубже.
Российский национальный оркестр еще несколько лет назад был у нас в стране лучшим. Каждый его концерт, вне зависимости от того, кто был за пультом, становился событием сам по себе. Полные залы объяснялись не столько степенью раскрученности коллектива, сколько интересными программами, замечательным (по крайней мере, по российским меркам) струнным звуком и вполне приличными духовыми.
Но многое изменилось. На смену создателю и главному дирижеру оркестра Михаилу Плетневу пришел Владимир Спиваков. Новый руководитель с оркестром работал все меньше и меньше. Приглашенных дирижеров становилось, следственно, все больше.
Исполнителю иногда полезно поучиться у нескольких педагогов. Поездить на мастер-классы. Но при этом нужно либо быть самостоятельным, сложившимся музыкантом (что про любой оркестр в принципе сказать нельзя), либо иметь постоянного наставника, работающего над профессиональным совершенствованием. РНО за отсутствием такового стал медленно деградировать. На данный момент духовые в оркестре более чем средние, струнные - не лучше, чем в других столичных коллективах, а вот амбиции и снобизм оркестрантов растут день ото дня. Иногда РНО напоминает неоправданно дорогие московские клубы. С "дресс-кодом", "фэйс-контролем" и другими препятствиями к попаданию внутрь.
Конечно, еще некоторое время бывший лучший оркестр будет пожинать плоды былой славы. На концертах будут аншлаги. Дамы будут визжать, а музыканты ездить по всему миру с гастролями. Но, к сожалению, исполнительский уровень от этого не вырастет.
Свидетельств тому много. Финал Конкурса Чайковского, на котором оркестр ни разу (!) не вступил точно после каденции первой части брамсовского концерта. Несчастному китайцу Лю Яну пришлось несколько тактов того же концерта Брамса играть просто вопреки тому, что вытворял оркестр (кстати, итоговое 6-е место скрипача и на совести оркестра)┘
Все происходящее говорит о том, что сами оркестранты, словно одолеваемые звездной болезнью, не прилагают ни малейших усилий для улучшения качества своей игры. Когда-то у них были основания для гордости. Сейчас - нет.