0
744
Газета Культура Интернет-версия

02.07.2002 00:00:00

Тяжелая "Лулу"

Тэги: геликонопера, берг, лулу


Мрачная история взаимоотношений, замужеств, скандалов и преступлений актрисы, танцовщицы Лулу с несколькими любовниками изложена композитором самым подходящим образом - мрачной, атональной музыкой. Музыкой, по словам дирижера Владимира Понькина, "великолепно отражающей состояние душевной атмосферы людей того времени". Того времени - 1935 года, когда была написана опера, ставшая в творчестве Берга последним произведением. Новаторство ее заключалось не только и не столько в новом тогда способе письма (серийная техника), сколько в необычайной реалистичности. Впервые после, быть может, "Богемы" Пуччини, композитор в сюжете одного из самых высокопарных жанров - оперы, обратился не к принцессам и рыцарям без страха и упрека, а к "нормальным" людям.

Люди эти ругаются как черти, соблазняют друг друга, предают, шантажируют, нервничают из-за краха акций. Кроме композитора Альвы и Графини Гешвиц, в опере нет ни одного положительного героя. Естественно, и тот и другая влюблены в Лулу. А настоящая femme fatale Лулу - разрушает все, к чему прикасается. Подобно перселловской Дидоне, Лулу Берга даже не героиня, а абсолютное выражение определенной эмоции, состояния. В данном случае - дисгармонии XX века.

Чтобы хоть отчасти представить себе всю трудность этой постановки, необходимо учитывать некоторые моменты.

Первое - не слишком разнообразные декорации, почти полное отсутствие цвета, безысходность сюжета - фактически, спектакль держится лишь на актерах. Главная беда "Геликона" - маленькая сцена - не позволяет хоть в чем-то помочь им. Публике слышны все недостатки исполнения, малейшие шумы, вздохи, проблемы с трудными нотами партий.

Второе - оркестровой ямы нет, следовательно, возникают проблемы с балансом. Чтобы не задавить солистов, дирижеру все время приходится как бы сдерживать оркестр. Важнейшая часть оперы - оркестровая - оказывается на вторых ролях.

Третье - музыка оперы абсолютно не на слуху, концентрация внимания гораздо больше, чем, скажем, в "Евгении Онегине", где каждый мотивчик помнишь наизусть. Уже этих трех фактов достаточно, чтобы стало понятно - труппе "Геликона" надо поставить памятник.

Дальше можно обсуждать сам спектакль. И режиссер, и сценограф, и дирижер перед премьерой говорили о том, что в этом спектакле главное - ассоциативный ряд. Ассоциации - дело тонкое, кому-то подойдут, кому-то нет.

В "Геликоне" образная система "Лулу" выстроена из двух частей - огромных силуэтов, сделанных из кривых зеркал, и картины "Женщина" Рене Магритта. К силуэтам приделаны колесики, актеры передвигают их по сцене. К концу спектакля возникает ощущение не из приятных - как будто огромные молчаливые люди весь вечер поглядывают за всеми. Части тела "Женщины" тоже играют почти наравне с актерами. Их переставляют, носят, собирают в целое, а потом снова разбирают.

Есть еще пара довольно ярких костюмов, самый удачный из которых - графини Гешвиц. Полулесбийский, полувоенный статный образ на редкость совпадал с музыкальной партией графини. Кстати, играла Гешвиц тоже интереснее остальных солистов. Стоило Ларисе Костюк появиться на сцене, как все внимание переходило к ней. Правда, и Куинджи справилась со своей партией блестяще: по ходу спектакля Лулу менялась. Все надрывнее становился голос, все безысходнее сюжет. К концу истории смерть для нее - единственный выход. Оголенные нервы музыкальных партий всех главных героев зашкаливали. Напряжение увеличивалось с каждым актом.

В этой опере в большей степени, чем во многих других, важно не только умение чисто и правильно брать верхние ноты, быстро и разборчиво произносить слова, но и быть по-настоящему хорошей актрисой. Две главные героини - Графиня и Лулу, Костюк и Куинджи сделали оперу о декадансе, дисгармонии и пошлости оперой о двух сильных женщинах. Женщинах из фильмов Альмодовара. Порой отвратительных, с целым набором страшных недостатков, далеко не "хороших", но таких, которых моментально оправдываешь. Больше того, им начинаешь сочувствовать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1753
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1097
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
797
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1079

Другие новости