Жизнь - это путь. После смерти путь не прекращается. В раю душа поет. На этих трех постулатах построены "Путники" - первый из пяти балетов, показанных американской труппой "Дейтон" на сцене Музыкального театра. Судя по хореографии Дональда Мак-Кейла и Рональда Брауна, загробная жизнь не сильно отличается от здешней: разве только одежды там белые, а не гротескные, как у нас. Лишь минутное замешательство, пауза между танцами на этом и том свете (что-то вроде чистилища?) дают зрителям понять, что обстоятельства изменились. По хореографии же миры очень схожи: везде рваные колючие ритмы тела, то диссонирующие, то совпадающие с пульсирующим фоном фонограммы. Оттого на "Путниках" кажется, что жизнь есть джаз. Такой большой новоорлеанский биг-бенд, в котором каждый думает, что свободно дудит в свою дуду, а на самом деле все повязаны общим направлением игры.
"Дейтон данс компани" базируется в Огайо, собирая со всей страны преимущественно негритянских танцовщиков. В числе других иностранных трупп "Дейтон" должен был выступить в России еще осенью, на международном фестивале современной хореографии, но в последний момент гастроли отменили: после 11 сентября американцы не хотели лететь на потенциально опасном самолете.
Этот коллектив не зря слывет хранителем и синтезатором различных школ американского модерн-данса. Действительно, американцы могут сжиматься-расслабляться по-всякому, и сами они разные, и по-балетному стройные, и коротконого-плотные, хотя все хорошо выучены. Маленькая Шери "Спаркл" Уильямс в борцовском трико, с телом культуристки и руками балерины мускулисто вытанцовывает "колокольчики" музыки Стива Райха. Есть еще несколько интересных артистов, которые, как почти всегда бывает у негритянских исполнителей, на сцене создают особенное впечатление: они то ли живут, пританцовывая, то ли танцуют, поживая. Но вот балеты кажутся очень уж одинаковыми, словно они поставлены под копирку одним хореографом. Лишь дуэт "Постоянство памяти" от Кевина Уорда и соло "Разрастание" от Дуайта Родена воспринимаются в ином ключе, да и то во многом потому, что это дуэт и соло. А три массовых балета (вслед за "Путниками" - еще "Аэродигма" и "Сеты и антракты") от трех разных постановщиков запомнились общей динамичной моторикой, в которой трудно вычленить что-то еще, кроме самой моторики. Словно наблюдаешь за бесконечной дискотекой или за чрезмерно разросшимися танцами Бродвея. Но и на дискотеке стараются включать разные номера, чтобы разнообразить программу. И на Бродвее практикуют разные танцы, хоть и в рамках одного типа. А здесь даже откровенно развлекательные "Сеты и антракты" (под запись Дюка Эллингтона) не развлекли. Скорее склонили к легкой дреме.