Фотобиеннале закончилась тихо и вдруг. Вместо Нобуеси Араки теперь - типичный пейзажно-маринистский мейнстрим: крупные планы якоря или полузатонувшего корабля, лунная дорожка, уходящая по водной глади к горизонту. В Доме фотографии открыта совместная выставка Перри Итона и Сергея Бурасовского.
Перри Итон - президент Центра туземного наследия Аляски. Сергей Бурасовский сотрудник Дома фото. Оба снимают давно. Бурасовский до недавнего времени был секретарем Союза фотохудожников России. Доездился в экспедиции на Колыму, в Якутию и Кольский полуостров и схлопотал звание "Почетный полярник". Итон так и вовсе родился на острове Кодиак, почти что Кодак. Ему, рыбаку и сыну рыбака, сам Бог велел снимать море. Ну Итон и не стал спорить.
Конечно, сотрудники музея лукавят, когда говорят, что удивительно случайны одинаковые ракурсы якорей и кораблей Итона и Бурасовского. Ну да. На Аляске с е-мейлом люди не хуже нашего знакомы, почему бы почетному полярнику и президенту туземного наследия не вступить в творческую переписку, не обсудить снимки-дубли и хитроумные способы по запутыванию зрителя, кто из ху?
Но мы все равно догадались. Это было легко. Фотографии Итона сняты на черно-белую пленку, чтобы подчеркнуть умелую игру автора со светом. А фотографии Бурасовского цветные, он как живописец выбирал яркие краски для отображения тех же образов. У него много ослепительно синего, ярко-изумрудного, нестерпимо красного. Итон в автопортрете не скрывает своего благородного и застенчивого лица в тонких очках. Штатив незамысловато держит на плече, как рыболовные снасти. Бурасовский - наш человек, лика лишний раз не кажет. Он скрылся за фотографией собственной тени, вытянутой вдоль надраенной, блестящей ярко-синей палубы, и тень эта многозначительно тянется к оранжевому спасательному кругу, подозрительно напоминающему нимб. Скромно, скромно.
Чтобы не мешать друг другу, Итон и Бурасовский не только поселились в разных странах, но и снимали свои одинаковые снимки в разных местах. Итон - в Стамбуле, Магадане, Мурманске, Владивостоке, конечно, на Аляске. Бурасовский - на Сахалине, Кижах, в Петрозаводске, на Рыбинском водохранилище. Бурасовский любит разглядывать фактуру предметов поближе: истертый корабельный канат, растрескавшаяся на боку лодки краска, дрожащие капли на поручне - хоть сейчас в альбом. Хороша его серия "Корабельная азбука" - крупнее крупного сняты осыпавшиеся с корабельных вывесок буквы, грустные, наглые, все еще величественные. У Итона застрявшие во льдах, завалившиеся набок корабли до того трогательны, точно раненые олени или кого там на Аляске принято жалеть-любить.
Выставка как выставка. Не Араки, конечно, но хорошая. С фотографическим мейнстримом тоже надо быть знакомым. Да и скука сегодня в моде.