0
799
Газета Культура Интернет-версия

25.06.2002 00:00:00

Пермская обитель

Тэги: панфилов, пермь, театр, танец


Евгений Панфилов в Перми - как Юлий Цезарь в Риме. Биография умещается в античном "пришел, увидел, победил". Архангельский мужик, родившийся в ломоносовских местах русского Севера, приехал на Урал, создал в городе, незнакомом с современным танцем, модернистский данс-театр - и за 15 лет влюбил в него (и в себя) половину населения. По цезареву же принципу, в выборе между лидерством в провинции и вероятностью вторых мест в метрополии Панфилов предпочел первое. И не зря. Жизнь хореографа дает крепкое основание для раздумий, что значат воля и энергия одного человека в условиях постсоветской действительности.

Накануне некруглой даты (Перми скоро 280 лет) Панфилов отметил некруглую дату театра, вернее, трех своих театров, - и выпустил четыре премьеры. Выступили все панфиловцы. Набранный год назад по газетным объявлениям "Бойцовский клуб" из мальчишек-качков. Точно так же возникший "Балет Толстых", имеющий в активе несколько спектаклей и "Золотую маску" в категории "театральная новация". Основной костяк труппы - "Балет Евгения Панфилова", или, как его теперь называют в городе, "балет худых", укомплектованный выпускниками Пермского хореографического училища.

Пестуя "Бойцов" и "Толстых", Панфилов делает большое дело: ничего не предпринимая специально, формирует общественное мнение. Ныне в Перми мало кто сможет с насмешкой отнестись к полным людям. А матери наверняка мечтают, чтобы их непутевый сын, наращивающий мышцы и агрессию, выпускал ее не в драке, а на сцене.

Качки представили "Тюрягу": говорящее название вкупе с эпиграфом из Уитмена - "Дурные люди, готовые расплакаться". Из разрозненной мальчишеской массы за год слеплена команда, которая умеет держать целое. Под сентиментальный мат "Раммштайна", вой Мэрилина Мэнсона и космос Арво Пярта Панфилов поставил отчет набирающих очки танцевальных "самоделов". По пластике что-то удобное подросткам: "Бойцы" - ребенок еще маленький, но мускулистый. "Толстые" же нежились в "Уроках нежности", жеманно грассируя руками и привораживая абсолютной естественностью сценического поведения, не всегда доступной стройным профессионалам. Такие вагнеровские валькирии, превратившиеся в мопассановских пышек. А что эти крупногабаритные женщины и двое мужчин вытворяли в заковыристых шоу!

Главное художественное достижение мини-фестиваля - балет Панфилова "БлокАда". Ради него можно было высидеть все прибамбасы - и дождаться немыслимых глубин Седьмой симфонии Шостаковича. Главным достоинством "БлокАды" становится простое обстоятельство: происходящее на сцене не убито этими звуками. Даже успешно сосуществует, материализуя ощущения "безглазого времени" и поговорку "слепец ведет слепца". У персонажей лентой заклеены рты. В финале катятся апельсины, пронзительно оранжевые на общем сером фоне. Монотонно повторяемая цитата из старой песни "Мы простимся с тобой у порога" звучит двусмысленно-жутко. Мир и война режиссерски и танцевально не отъединены, но фатально спутаны. Это балет о ленинградской блокаде - и не о ней. Скорее тоскливая сказка о внутреннем зрении человечества, смотрящего в светлое будущее сквозь черные очки, черные именно потому, что смотрящим они казались розовыми.

На этом спектакле думалось, в чем, собственно, состоит умение работать с театральной метафорой и метонимией. Можно, как делает, к примеру, Борис Эйфман, подать метафору "в лоб" - и тем самым убить ее. А можно, как сделал Панфилов в "БлокАде", дать смысловое поле, в области которого метафора проявляется. Тогда театральный прием заискрится гранями. Запоет на разные голоса, но слаженным хором. И в этом хоре будет уместно все. Как в жизни.

Пермь-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
696
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
780
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости