Не хочется говорить, что это праздник, который всегда с нами. Потому что собою мы этот праздник не украшаем.
Россия закономерно перестала быть великой кинодержавой. Но не только потому, что плохо снимаем. Советское кино ценили за рубежом как великую экзотику. Там были грандиозные советские люди. Какой-то диковинный социализм. Там жили в странных квартирах, носили странную одежду, ходили по странной грязи и переживали странные проблемы. За всем этим блистал универсальный гуманизм, но фасад был совершенно непохож на весь окружающий мир (который уже тогда осточертел самому себе).
Но что мы можем предложить миру сейчас? У нас есть жестокий капитализм. Спасибо, но у всего мира его и так навалом. У нас есть банкиры. Но кто будет смотреть кино про погоню за рублями? А про доллары снимают фильмы и в других странах. У нас есть киллеры. Но в американском кино они стреляют более часто и более метко. У нас есть проститутки. Но режиссеры Франции или Юго-Восточной Азии - сами профи по этой части.
Еще у нас есть простые честные люди - ходовой, кстати, товар на мировом кинорынке. Однако нашим режиссерам эти простые и честные интересны в последнюю очередь.
Мы стали как все, но себя в новом качестве не понимаем и не принимаем. Наше кино не берут на большие международные фестивали, потому что оно теперь слишком европейское и не слишком великое. Исключения лишь подтверждают правило.
Но наше кино не жаждут смотреть и сами россияне.
Надо сильно обожать свою нынешнюю жизнь, чтобы глазеть на нее еще и в кинотеатре за большие деньги.
На таком фоне XXIV ММКФ выглядит как жизнь после смерти. Не стоит ею пренебрегать. Если мы сами не можем снимать хорошо и много, это не значит, что не надо смотреть чужое. Если в нашем прокате преобладает голливудская продукция, не надо думать, что за пределами Америки снимают мало картин.
Москва не перестала быть столицей мирового кинематографа. В прошлом году в конкурсе вообще не было российских картин. А в этом - целых три. ММКФ проходит третий год подряд. Красиво жить не запретишь. Пускай народ удивляется, откуда берутся деньги на такую роскошь.
Если нет гордости за державу, нет надежды на спад инфляции, нет радости болельщиков, и не всегда можно поехать на курорт - пускай будет хотя бы кино: виртуальная жизнь в темных залах. Ведь это важнейшее из искусств. Особенно в эпоху кризиса воображения, борьбы с допингами и восстановления раскуроченных витрин.