- Петр, вы являетесь составителем одной из самых популярных внеконкурсных программ ММКФ. В "8 1/2" cнова будут картины, уводящие за пределы мейнстрима?
- Вообще по традиции процент некоммерческого кино на ММКФ довольно велик. Я люблю именно такое кино и стремлюсь ему помогать. Кстати, иногда артхаус опрокидывает наши представления о том, что хочет смотреть широкий зритель, а что не хочет. Кто мог предположить два-три года назад, что фильм, впервые показанный в России именно в программе "8 1/2" на ММКФ "Быть Джоном Малковичем", окажется востребованным широкой аудиторией. Или кто думал, что "Танцующая в темноте" станет в России неимоверным хитом. Я помню, когда решался вопрос о покупке фильма Триера, наши дистрибьюторы с опаской относились к этой картине.
- Как бы вы охарактеризовали нынешний конкурс?
- В нем участвуют совсем свежие картины - пока не купленные. В этом году конкурс будет сильнее и разнообразнее, чем в прошлом. Есть целых три русские картины: "Кукушка" Александра Рогожкина, "Одиночество крови" Романа Прыгунова и "Чеховские мотивы" Киры Муратовой. Есть имена, от которых можно многого ждать. Братья Паоло и Витторио Тавиани сделали очень достойное традиционное зрелище, с большим уважением к русской литературе, - экранизацию романа "Воскресение" Льва Толстого. Я думаю, что эту картину как минимум надо обязательно показать по телевидению - и обязательно хорошо ее дублировать, чтобы нас не раздражало, когда хрестоматийные имена произносят с сильным акцентом.
- Какое экзотическое кино будет модно в этом году?
- Если много ездишь по фестивалям, то заметно, что была мода на китайское кино, на вьетнамское, на корейское. В этом году - мода на таиландское, и таковое у нас тоже имеется. Будет очень любопытная программа "Экзотика". Наш кинематограф страдает некоторой европейской провинциальностью, поэтому появление в рамках ММКФ множества экзотических кинематографий и необходимо, и полезно. В них больше энергии, в том числе и художественной.
- Какие картины из вашей программы вы рекомендуете не пропустить во время фестиваля?
- Фильм "Дождь", снятый ученицей Мартина Скорсезе Катрин Линдберг. Она еще и ученица нашего Бориса Фрумина - российского режиссера-эмигранта, возглавившего школу режиссуры в Нью-Йорке. Он считается весьма крупным педагогом наряду с Ли Страссбергом. И у него многие учатся умению работать с актерами, вниманию к пространственной среде, сохранению "незакупоренной" кинематографической стихии. Чрезвычайно пристальный взгляд на человеческие отношения предлагает в "Узком проливе" Катрин Брийа. Это весьма провокационная картина, но в ней нет того, что Катрин Брийа очень любила раньше - срывания всех и всяческих одежд, истеричного эротизма. Брийа подтвердила репутацию серьезного художника и другой своей картиной "Секс - это комедия". Взят сюжет "кино в кино", и показано, как разыгрываются эротические сцены. И мы видим, как, оказывается, сложно их делать.
- Что вы приберегли для открытия "8 1/2"?
- Я всегда старался включать в программу то, что носит характер кинематографического чуда. В этом году программу открывает фильм "Птицы" (точный перевод - "Кочевники") - совершенно уникальный эксперимент Жака Перрена. Еще у него был фильм про насекомых "Микрокосмос". Это картина, которая объясняет, для чего по большому счету нужна технология в кино. Не для того, чтобы поместить нас в искусственный компьютерный мир. А для того, чтобы открыть нам вещи, обычно неподвластные нашему взору. Для документально-поэтического повествования "Птиц" были изобретены специальные камеры, летающие вместе с птицами. И весь фильм мы тоже как бы летаем в стаях, передвигаемся с птицами по миру и видим всю ту красоту, которая является доказательством своего божественного происхождения. Но этот мир поражает и своей драматичностью. Мы видим, как птицы перебираются через океан, как они устраивают гнезда, как они погибают в нашей индустриальной жиже.
- Пройдет ретроспектива Стенли Кубрика. Что может открыть для себя в этом кино зритель, пресыщенный новейшей фантастикой с мощными спецэффектами?
- Ретроспектива Кубрика - это настоящее завоевание ММКФ. Современная фантастика слишком откровенно оформлена в жанровое кино. Такие фильмы превращаются в горы товара на полках - здесь фантастика, здесь приключения. Но за ними не хочется даже протягивать руку. А вот "Солярис" Тарковского лежит на отдельной полочке. И фильмы Кубрика тоже лежат на отдельных полочках. Это глубоко новаторское неповторимое кино, поэзия высшего класса. Если бы у меня было время, я бы ходил преимущественно на ретроспективу Кубрика. К тому же у нас будут очень хорошие копии с замечательным звуком. К классикам вообще надо внимательно относиться. Вот сейчас, к примеру, есть американская комедия - и в больших количествах. А таких режиссеров и актеров, как Чарли Чаплин, - нету.