Впервые в России раскоп стал местом спектакля. На территории археологического музея выстроили подмостки. И сотни зрителей смотрели постановку Григоровича, восседая прямо посреди древностей.
"Аида" под сенью египетских пирамид... Вот постановка, о которой сообщали все новостные агентства мира. Внимание к новому проекту Юрия Григоровича было куда скромнее - около 50 журналистов общероссийских, краевых и региональных (со всей России от Волгограда до Владивостока) изданий собрались на спектакль в один из дней начала лета. И с началом спектакля стало ясно, почему их так немного. Относительно новая (краснодарская) труппа станцевала совершенно старые (советские) балетные сцены.
Первый акт - сцены из "Спартака", второй - отрывки из "Дон Кихота". В "Спартаке" знакомые с детства движения, те же, что прежде, идейные мотивы. Много пафоса и героического танца. Злые рабовладельцы - точь-в-точь фашисты: их основное движение - "римский салют" (выброс правой руки вверх и вперед, иногда и левой руки, иногда и ноги - с тем же самым римско-фашистским смыслом), а Спартак - герой национально-освободительной борьбы фракийского и прочих угнетенных народов. Так что основное в событии - не хореография мэтра Григоровича (она осталась такою же, какой была еще до моего рождения), а само сочетание места и времени. Посреди античных фундаментов дышится легче, чем в Большом.
"Бориса Годунова" поставили недавно на фоне Святогорского монастыря. А "Спартака" - на фоне античного раскопа. Девяностые стали временем бума исторических реконструкций, когда спектакль ставится в том самом месте, где события происходили. "Гамлета" модно увидеть в замке Эльсинор, а "Спартака"... Неважно, что до России исторический бум дошел с некоторым опозданием и искажением. Ну нет в России мест, где бились Спартак и Красс. А есть - остатки греко-скифских городищ Боспора.
Событие # 1 в Анапе - открытие курортного сезона. А Григорович - украшение сезона. Неважно, что лазерное шоу перед балетом выглядит гораздо ярче самого спектакля. Неважно, что зрительный зал прерывен - он состоит из рядов скамей, которые расставлены между ямами раскопа. Вольно бегают дети, свободно курят зрители. Пересеклись две прежде несовместимых линии - пафос советского Большого с южной курортной атмосферой.
Горгиппия - древний город на побережье моря. От него остались одни фундаменты. Ни амфитеатра, ни стадиона. Так что нет в городе аутентичной атмосферы для театральных представлений "из древней жизни". Да это и не важно...
Тиха кубанская ночь. Черно небо и свеж приморский воздух. Горят на сцене факелы в руках танцовщиков-статистов (вот сцена, которой не было в Большом - пожарники не дали бы раздуть пожар). Отличное настроение. Прекрасная погода. Курортное настроение.
Анапа-Москва