Впрочем, главный приз справедливо получила "Война" Алексея Балабанова. Движение в этом русском road movie идет кругами и неуклонно возвращается в Чечню. Там Запад и Россия проходят проверку на гуманизм и мужество, которая обнаруживает полный "раздрай" и Запада, и России. О чем Балабанов высказался так откровенно и неполиткорректно, как умел. Другие режиссеры вообще не рискнули разбираться с современной реальностью. И уж никто, кроме Балабанова, не полез делать кино про общественные катастрофы. "Войну" можно не любить, но не ценить этого фильма нельзя.
Гран-при тоже заслуженно получил "Любовник" Валерия Тодоровского. Единственная картина на всем "Кинотавре", в которой имеет место драма любви и душевная катастрофа непонимания жизни. Тодоровский не побоялся снять простой и очень серьезный фильм, лишенный иронии, стильности и драйва. Доказал, что человеческие переживания, взятые крупным планом, являются самодостаточным предметом киноискусства и не нуждаются ни в каких эстетических "прибамбасах". Тот же фильм принес Олегу Янковскому приз за исполнение главной мужской роли. Он сделал фигуру обманутого мужа трагической и заставил зрителя поверить в то, что всегда есть люди, умирающие от любви. На фоне полного провала прочих попыток снять love story картина Тодоровского выглядит как настоящий прорыв к утраченным традициям российского психологического кинематографа.
В конкурсе дебютов была всего одна достойная картина - "Змей" Алексея Муратова. Ему достался главный приз, а также приз ФИПРЕССИ. Владимир Соловьев, сыгравший в "Змее" офицера, расстреливающего заключенных в тюрьме, также был награжден за экзистенциальную роль страдающего палача.
"Звезда" Николая Лебедева и "Письма к Эльзе" Игоря Масленникова пережили жестокую обструкцию. Хотя именно эти две картины были в числе тех немногих, чей эстетический уровень вызывает надежды на возрождение отечественного кино. Правда, Алле Демидовой дали приз за роль второго плана в "Письмах к Эльзе". Алексей Рыбников был отмечен за музыку к "Звезде". Но ни Демидова, ни Рыбников не являются по-настоящему центральными составляющими обеих картин. Сам фильм Лебедева удостоился нелепо десятистепенного приза от города Сочи.
Патриотизм "Звезды", видимо, многих сильно раздражает, как и философская метафоричность "Писем к Эльзе". Высокое жюри во главе с Глебом Панфиловым продемонстрировало не лучшие свои качества. Адаптироваться к плохому кино оказалось проще, чем пережить появление незаурядного.
Конечно, бывает так, что призов не хватает на все хорошие фильмы. Но ведь хватило же их на фильмы сомнительного уровня. Диким казусом выглядит выбор картины для приза Президентского совета фестиваля - дебютный "Смеситель" Александра Шейна, находящийся за гранью психической адекватности и профессионального искусства. Надо совсем не бояться скомпрометировать институт своего президентства, чтобы сделать такой подарок. Приз Григория Горина получил Юрий Рогозин за сценарий "Первокурсницы", отличающийся редкой примитивностью. Спецпризы большого жюри обрели "Займемся любовью" и "Сказ про Федота-стрельца", в равной степени профанирующие образ современности и следование культурным традициям.
Но и "Зрительский взгляд" расщедрился. Призы получили средний, хотя и вполне крепкий боевик "Львиная доля", хаотичная и бестолковая криминальная комедия "Башмачник" и курортная мелодрама "Атлантида". В качестве апофеоза попсы произошло награждение Филиппа Киркорова за роль черта в "Вечерах на хуторе близ Диканьки".
В прошлом году на "Кинотавре" побеждало зрительское кино, которое могло рассчитывать на успех в прокате. В этом году на "Кинотавр" обрушилась агрессивная лавина картин, высокая оценка которых должна вызывать стыд у всякого здравого любителя искусства. А само это кино - рискнем прогнозировать - скоро канет в лету архивных казусов. Исторический опыт показывает, что хитами все же становятся фильмы высокого уровня: свойства их эстетики - дело второстепенное. Сейчас популярна мысль о том, что зрителю надо показывать кино не просто с общедоступным образным языком, но кино низкосортное - другого, мол, зритель не поймет и не оценит. Однако зритель не мазохист, не дурак и не эстетический извращенец. Он любит понятное, но талантливое кино, особенно если оно отечественное. И с этим рано или поздно придется смириться.