0
781
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2002 00:00:00

Процесс

Тэги: фестиваль, новая драма


Отшумел театральный фестиваль "Новая драма". Закончился он такой вечеринкой, каких давно не бывало. Празднование вручения премий стало достойным завершением мощной PR-атаки, предпринятой учредителями: ассоциацией "Золотая Маска", МХАТом имени А.Чехова и центром "Документальная сцена". Эти театральные формации составили любопытнейшую Антанту cordiale: участие МХАТа, предоставившего все три свои площадки, обеспечило мероприятию надлежащую солидность. Пачки билетов с портретами Станиславского и Немировича, какие мы носили с собой везде и всюду (чтоб не запутаться), производили впечатление самое благоприятное. Фестивальная программа не была рассредоточена по разным театрам, и, как ни странно, именно поэтому возникало доброе ощущение процесса: в любое время суток возле МХАТа можно было отыскать сонных, но довольных знакомых, присевших на лавочку перекурить между бессчетными читками пьес и показами.

Устроители "Документальной сцены" - люди все больше азартные, темпераментные, с легким смущением утверждающие, что они - это и есть наш театральный авангард. Сказано, конечно, сильно, но ведь и небезосновательно: масштабная диверсия, подобная "Новой драме", замыслена ими уже очень давно. Так или иначе, они имеют непосредственное отношение почти что к каждому событию, связанному с новой драматургией. Такой активностью не славен более никто, драматурга Елену Гремину (воистину человек-эпицентр!) почитают если не главным подвижником, то главным романтиком драматургического продвижения во времени и пространстве.

"Золотая Маска" - это уже марка, своеобразная продюсерская компания, информационный центр и прочее, и прочее. "Маска" манипулирует театральными событиями, сочиняя их: ничего убыточнее фестиваля драматургии вроде бы придумать невозможно, но нет. Убытки в строгой тайне, а событие очевидно. Сколько их было - маленьких фестивалей современной пьесы! Драматурги существовали чуть не сектой, обладавшей тайным знанием собственной театральной необходимости. Теперь новая драма входит в моду, и нет в этом ничего опасного. Просто зрительский интерес направлен в нужную сторону: двадцати-тридцатилетняя аудитория желает глядеть пьесы, написанные драматургами, которые смотрят на мир такими же глазами. Спрос и предложение наконец сошлись.

Однако программа фестиваля "Новая драма", суммировав все возможные вариации на тему современного театра, не явила никаких сногсшибательных открытий. Скорее обнаружила довольно-таки мощный процесс, лишенный пока что очевидных сильных тенденций. Драматургия определяется в своих намерениях, переписывая наново старые сюжеты, исследуя британский опыт документальной драмы, трудно отыскивая иной театральный язык. Ценно, что главный приз фестиваля отдан именно целому спектаклю, ведь пьеса без адекватного сценического воплощения - это в некотором смысле полуфабрикат. И здесь вопрос к отборщикам: отчего в фестивальную афишу не вошел, скажем, спектакль "Ощущение бороды" по пьесе Ксении Драгунской? По какому принципу дифференцировались конкурсная и off-программы? Каковы качественные и количественные критерии в целом? Фестиваль раздразнил любопытство, обилие предлагаемого материала располагает к всякого рода придиркам. В случае первой "Новой драмы" легче систематизировать придирки, нежели поток информации, рухнувший на наши головы. И это неплохо - тоже ведь процесс.

Несмотря на всяческую огласку, "Новая драма" осталась событием скорее внутритеатральным, специфическим. День ото дня на читках и спектаклях пропадали в основном драматурги, режиссеры, артисты, журналисты. Но - их оказалось множество, великое множество. Так что стоит констатировать: данный фестиваль - для профессионалов, для тех, кто всерьез занят нынешним, современным театральным процессом. Зрители дожидаются результата - все же фестиваль раздразнил и их.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3077
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3485
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2546
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4498

Другие новости