Даже после "Пер-р-рвокурсницы" Юрия Рогозина фильм "Займемся любовью" Дениса Евстигнеева произвел кошмарное впечатление. Конечно, каждая уважающая себя страна должна сейчас иметь свою молодежную комедию. Но вряд ли это следует понимать как смотр штампов, сложившихся в зарубежных вариантах этого жанра. Однако Евстигнеев понял свою задачу именно так и сделал сексуальную искушенность и сексуальную невинность единственной проблемой своих юных героев.
Для тех, у кого более широкий взгляд на мир, Евстигнеев оснащает свой шедевр еще и криминальной линией. Она нужна не для актуальности и не для этнографии, а просто для пикантности и набавления хронометража. Девочка-студентка сбегает с собственной свадьбы в порыве сентиментальных чувств к прежнему приятелю-студенту. Новый русский жених ее убивает. Мало того, что это происходит за кадром - хотя это единственное, что стоило бы показать развернуто (все же серьезная штука: страсть, ревность, смерть). Но режиссер не захотел возиться и тратиться на нервозный action. Став свидетелем столь жуткого опыта игры с личной жизнью, главный герой с новой силой думает о том, как бы исхитриться и потерять наконец девственность. И теперь, как сказал бы Астрахан, все у него получится.
За дежурным легкомыслием молодости открывается полная душевная кома. Даже перед лицом смерти герой не способен думать ни о чем, кроме своей "проблемы". Бивис и Батхед отдыхают. Только над этой парочкой режиссеры американского сериала безжалостно потешаются и всех приглашают к тому же - а Денис Евстигнеев сохраняет сладкую лояльность своим уродам, провозглашая атрофию чувств при суетливой чувственности как основной признак современности.
Такому фильму самое место в программе "Зрительский взгляд" рядом с незапамятной "Лавиной". Только вот название программы стоило бы изменить. А то получается, что зритель обожает смотреть очень плохое кино, и чем оно хуже - тем ему лучше. Пребывание "Займемся любовью" в конкурсе можно объяснить либо хорошими связями режиссера, либо нехваткой нормальных картин, достойных конкурса.
При таком раскладе тут имел полное право оказаться и фильм "Атлантида" Александра Павловского, показанный все в том же "Зрительском взгляде". В главной роли - главный блондин российского кино Дмитрий Харатьян. Во второстепенной - самый мужественный актер Александр Балуев. Тут же - главная эксцентричная актриса современности Юлия Рутберг. Немало полезных единиц в съемочной группе равномерно распределено между близкими родственниками режиссера, что само по себе не беда, а творческая династия. В результате зрителю предлагается суматошная черноморская вариация на мотивы Чехова, обработанные в эстетике латиноамериканских сериалов.
Все только обедают, ходят на пляж, носят купальные костюмы и халаты. Готовят какую-то еду, рассказывают смешные истории и учат друг друга быть счастливыми. А в это время разрушаются чьи-то судьбы. Но что-то никак не разрушатся. И через полчаса понимаешь, что тебе просто морочат голову. Кто и на какие средства тут существует - лучше не спрашивать. О реальном мире и реальных людях в "Атлантиде" известно ровно столько, сколько в бразильском сериале знают о модном бизнесе или профессии адвоката. Современная российская действительность у Павловского превращается в курортную открытку.
Неуклюжая девочка-подросток как бы отвечает за смысл жизни. Ходит одна по пляжу и произносит внутренние монологи бездарного недоумка. А смысл жизни остается тайной. Чтобы соединить бледный драматизм с яркой гармонией, без зазрения совести включают хрестоматийную мелодию из финала "8 1/2" и наряжают героев в театральные костюмы. Чтобы чувствовались русские традиции, заставляют героинь бездарно декламировать письмо Татьяны. А чтоб был драматизм, героя Харатьяна убивает молния.
Вот таким специфическим образом выражается у нас любовь к простому зрителю. Еще немного - и он окончательно разучится воспринимать нормальное кино.
Сочи