В оправдание и подтверждение статуса "открытого" "Кинотавр" включил в основной конкурс фильм "Ботинки из Америки" Аркадия Яхниса. В проекте принимали участие кинематографисты России, ФРГ и Украины. Главную роль сыграл блистательный грузинский актер Рамаз Чхиквадзе. А оператором выступил незаурядный профи Сергей Юриздицкий. По части визуального ряда - зрелище действительно завораживающее. Нечасто увидишь такое мерцающее небо, такую живую снежную массу на иссиня-черных камнях. А домашняя утварь кажется здесь предметами обихода каких-то подпольных волшебников. Однако любование красотами отравлено историей в духе авторского кино 70-х годов - без сюжета, с тягучими паузами, с кучей метафор.
В фильме нет ни характеров, ни драматизма. Картина посвящена страданиям людей, оставшихся на пепелище надежд после Второй мировой войны. Но претенциозной жажды философичного кино у режиссера гораздо больше, чем душевного внимания к собственным персонажам и их внутреннему миру. Повесить на ветки зимних деревьев настоящие красные яблоки - на это фантазии режиссера хватает. А сделать так, чтобы герои производили впечатление непридуманных людей, не получается.
Полубезумный старик-еврей Исаак (Чхиквадзе) остался один после немецкой оккупации, родственники погибли. Он поселяет у себя в доме цыганку, и вместе они ждут Мессию, который должен всех воскресить. Цыганка приносит статую распятого Иисуса. Вместе они "спасают" Иисуса, вынимая гвозди из запястий и ступней. Но все эти отношения показаны с холодной отстраненностью. Яхнис педантично выстраивает свое кино как искусственный мир, который никогда не заживет органичной жизнью. А потому и размышления о сущности жизни - то, к чему шло авторское кино, - не получается.
Зато у картины "Пер-р-рвокурсница" Юрия Рогозина таких проблем просто нет. Режиссер создает шаблонную ситуацию и шаблонные типажи, имеющие слабое отношение к реальности, придумывает трюки и "прибамбасы", которые уже не раз встречались. Некий доцент (Дмитрий Шевченко) преподает в престижном вузе и ведет жизнь нового русского - одинокого зануды, который делает себе клизму с раствором ромашки, выжимает апельсиновый сок в стаканчик, потеет на тренажере и пытается удовлетворить свои сексуальные влечения, созерцая слайды с обнаженной натурой в классической живописи.
Из чего можно сделать вывод, что режиссер представляет себе современную интеллигенцию как аборигенов Луны или Марса. Лично он с нею не знаком. Доценту попадается нерадивая студентка (Мария Шалаева), которая не читала "Гамлета", зато умеет без конца оттягиваться, прикалываться и куролесить. Живет как у бога за пазухой, и никакие проблемы даже "молодежного" разлива ей не свойственны. Такого тоже в жизни не бывает. Но режиссер вдохновенно снимает картину, думая, что нащупал актуальную комедийную линию. Герои конфликтуют и, конечно же, не могут не увлечься друг другом. Самое нелепое заключается в том, что занудному Шекспиру и нормальной интересной работе фильм спонтанно противопоставляет "настоящую" жизнь героев, с полным бездельем, вымученными шутками и отсутствием каких-либо целей. Пофигизм против культуры. Никогда духовный мир наших режиссеров не бывал столь скуден.
Самый приемлемый фильм из всей тройки проходил в программе "Зрительский взгляд". Максим Воронков снял вторую часть картины "Под полярной звездой". На прошлом "Кинотавре" она умиляла своим искренним желанием показать советскую жизнь изнутри - без сладкой ностальгии и без жестокого развенчания. Ведь рядовые люди, которые в ней варились, считали ее нормальной и вполне родной, хотя несправедливой и тяжелой. Личные и производственные проблемы газовиков Сибири превращались то в мелодраму, то в комедию, то в производственный фарс. Но всегда оставались реальными, житейскими делами.
В новой серии опять собран хороший актерский ансамбль: Сергей Баталов, Николай Чиндяйкин, Юрий Назаров, Александр Пороховщиков, Ольга Машная, Василий Мищенко. Однако в сюжет вводится слишком активная авантюрная линия. Диверсии, взрыв поезда, инсценированные автокатастрофы, убийства в гостинице, переговоры шпионов то на итальянском побережье, то на Ленинских горах. Становится совсем скучно, когда в картине возникает идея о том, что налаженную работу советских людей развалил Запад и его агенты. Драма жизни преображается в этнографическую шпионскую эпопею, отслаиваясь от исторической эпохи. Впрочем, на общем фоне "Под полярной звездой-2" все равно производит впечатление гуманистического искусства. По крайней мере фильм рассказывает про советских людей как про живых и реальных. А про это смотреть всегда интереснее, чем про символы и ярлыки.
Сочи