Масштаб фестиваля "Рампа Москвы" довольно скромный, хотя в смотре участвуют и иностранные гости. Четвертый год подряд сильно не хватает денег директору фестиваля Николаю Басину, героически выступающему организатором при помощи комитета по культуре правительства Москвы. Оттого приезжают лишь те, кто согласен танцевать без гонорара, в отдельных случаях платить за дорогу и (поскольку формировать афишу начали всего два месяца назад) не иметь других планов на начало июня.
Из двух показанных программ одна хорошо известна: "Взлом" от Русского камерного балета "Москва", имевший три номинации и одну победу в национальной театральной премии "Золотая маска", и недавняя премьера той же труппы "Оправдание Дон Жуана". Другую программу составили из гостей - Театр танца Анжелики Холиной из Литвы и группа Марии Большаковой, набранная в недрах петербургского Малого театра оперы и балета. На пресс-конференции журналистам объясняли, что нынешний парад балетов имеет целью не "альтернативность" по отношению к классике, как многие фестивали такого рода, а вовсе наоборот, преемственность. Должен быть балет как вид театра, чтобы зритель сказал, "вот это спектакль, а не черт-те что" - то есть с открытой эмоциональной драмой и с завязкой, кульминацией и развязкой на соответствующих традиции местах. А не там, где современному творцу заблагорассудится.
И все такое было. Анжелика, например, Холина, так и сказала: "не люблю абстрактных танцев". И в своем балете "Танго in Fa" соединила в творческом объятии танцовщиков и драматических танцующих актеров. Кто как может, так и танцует, но чтобы было драматично. Обожающая аргентинское танго и музыку Астора Пьяццоллы, Анжелика выразила восхищение: три девушки, четыре юноши, все в черном и семь стульев. Мини-трагедия в каждом эпизоде. Люди и предметы друг к другу подступают, соблазняют и безжалостно бросают. По несколько раз.
А в питерском балете "Демон (Фатум") ставят глубокие философские вопросы: "Кто ты? - Властелин духов. - Можешь ли ты пребывать со смертными?" То есть на вопросы из Байрона должен танцевально ответить демон из Лермонтова. Его исполняет бывший премьер Малого оперного Владимир Аджамов. Подчеркивая тезис преемственности классики, он изо всех сил старается прыгать, словно в молодости. Как записано в либретто, что герой от одиночества придет к пустоте через любовь и падение, как обещал хореограф, что "демон вкладывает всего себя и ничего не получает взамен" - так наглядно и будет. Если герой раздевается - это символ душевной наготы. А Тамара предстает в двух обликах: девушка в красном платье - бренная плоть, а девушка в белом - нетленный дух. Мария Большакова поведала, что шла к этому спектаклю восемь лет. Композитор Сергей Жуков пишет ей музыку о "состоянии души", а Большакова ставит балет о том же.
В общем, как отанцовывать литературу, хореографам понятно. В этом наш балет поднаторел давно. Но "никто не знает, что такое современная хореография". Так честно и сказали во вступительном слове на открытии. А у того, кто знает про современную хореографию (Пол Нортон, автор "Взлома"), - свой недостаток. Нортон как-то не задумывается о преемственности. Но почему-то получается хорошо.