Если в двух словах - хорошего мало. Если подробнее - очень мала обойма фильмов, чей уровень можно охарактеризовать как высокий, не делая скидок на затяжные кризисы во всех сферах бытия. Отдельные удачи есть, а нового российского кино как позитивной критической массы не накопилось.
В 2001 году "Ника" признала наличие одного с половиной хорошего фильма: это "Телец" и немножечко "В августе 44-го". Правда, на первом публичном сборе новой Национальной киноакадемии Никита Михалков обмолвился, что знает как минимум четыре картины, которые срочно надо награждать "Золотым орлом". Но от минимума до максимума дистанция невелика. Так что вполне логично, что награждение "Золотым орлом" с 29 мая само собой перенеслось на конец сентября.
Не рискнем угадывать, что имел в виду Михалков, но знаем о высоких достоинствах "Войны" Алексея Балабанова, "Писем к Эльзе" Игоря Масленникова и "Звезды" Николая Лебедева. Спасибо этим фильмам за то, что они есть. И за то, что они доберутся до основного конкурса "Кинотавра". Благодарность в данном случае - не излишняя церемонность.
Нельзя сказать, что какое-то интересное кино забыли включить в программу. Оно само добровольно оттуда выбыло. В конкурсе предполагались "Олигарх" Павла Лунгина, "Копейка" Ивана Дыховичного, "Дом дураков" Андрона Кончаловского и "Дневник камикадзе" Дмитрия Месхиева. Никто не гарантирует, что это шедевры. Но и провал провалу рознь. Этих фильмов ждали, с ними связывались определенные надежды. Хотелось, чтобы самое громкое наше кино гремело на российских фестивалях, основным из которых и является "Кинотавр". Если мы не научимся заново гордиться собой у себя дома, кому мы - без российского куража - будем нужны на Западе?
Но этих картин в Сочи не будет. Кто-то уповает на участие в Венецианском МКФ, кто-то просто выходит в прокат в Москве. Такие предпочтения можно понять. Но в результате становится актуален лозунг: "Кинотавр" - конкурс контрастов". В конкурс вполне заслуженно попали "Летний дождь" Александра Атанесяна, "Любовник" Валерия Тодоровского и "Раскаленная суббота" Александра Митты. Но там же оказались и картины, которые гордостью фестиваля не назовешь: "Первокурсница" Юрия Рогозина, "Башмачник" Владимира Зайкина, "Займемся любовью" Дениса Евстигнеева, "Повелитель луж" Сергея Русакова. Фильмы малопрофессиональные и попросту неживые. Только в качестве аляповатого "декоративного оформления" можно воспринимать "Коллекционера" Юрия Грымова и "Сказ про Федота-стрельца" Сергея Овчарова.
Наше кино мельтешит и рвется во все стороны - но всюду не поспевает. Ни мировой кинорынок, ни международная фестивальная аудитория пока не поддаются попыткам хоть чуть-чуть их завоевать. С нашим прокатом нашему кино совладать тоже тяжело - в том числе по психологическим причинам. Зритель напоминает глупого мышонка, которому все не нравится или нравится как-то вяло и недолго. Но ведь зритель искренне хочет получать удовольствие. А российское кино ему этого не дает.
Делают неплохие сборы "Война" Балабанова и "Звезда" Лебедева. Однако обе картины, несмотря на имевшийся потенциал, уже не стали народными хитами. Первая по причине болезненной точности типажей, деталей и атмосферы. Вторая по причине смазанности всего того же самого. Первый фильм тяжело смотреть, потому что он слишком берет за душу. А второй - потому что до зрительской души он как раз не может добраться. Снимать хорошее честное кино, чтобы его было приятно смотреть, - задача пока невыполнимая.