0
946
Газета Культура Интернет-версия

30.05.2002 00:00:00

Черешня пополам с клюквой

Тэги: фестиваль, черешневый лес


Пара простых и одновременно незнакомых столичной публике приемов сделали свое дело: на всех концертах были аншлаги. Начать с того, что организаторы фестиваля Александр Краутер и Михаил Куснирович стояли на входе, лично здоровались с публикой и угощали черешней. Позже это стало этаким развлечением: на последних концертах с подносиками стояли уже Олег Янковский, Святослав Бэлза и директор Музея Пушкина Евгений Богатырев. Перед концертом, в антракте и в конце официанты разносили шампанское, пирожные, соки, воды и конфеты с вишней. Зал был уставлен огромными букетами пионов и сирени. Не успевали музыканты сойти со сцены, как на букеты уже налетали зрители с первых рядов, расхватывали их и, совсем уж довольные, расходились по домам. А одна слушательница даже забирала домой пустые коробки из-под конфет. Словом, посетители концертов имели возможность насладиться всем: и тебе цветы, и выпить, и закусить. Да еще музыка играет.

Правда, как и кто играет - интересовало слушателей мало. А потому музыкальные критики оказались в довольно странном положении. Михаил Плетнев с английскими духовиками "London winds" да концерт вокальной группы "Cantabile" (тоже английской) - вот, собственно, и все приятные профессиональные впечатления. Остальные концерты отличались звездными составами и интересными программами, но качество исполнения соответствовало скорее общему светскому настроению.

Зато Плетнев с духовиками устроили москвичам настоящий праздник. Квинтет Римского-Корсакова играют у нас крайне редко (если вообще играют). И теперь стало ясно, почему. Партии феерически виртуозны. При почти полном отсутствии в России хороших духовых прилично сыграть этот Квинтет не представляется возможным. Англичане же доказали, что гобой, кларнет, фагот и валторна могут играть унисоны чисто, а пассажи - разборчиво. Могут вступать вместе, вовремя, да еще и слушая рояль. После этого наших духовиков слушать будет довольно трудно. По крайней мере большинство.

В частности, на концерте Спивакова и "Виртуозов Москвы" гобой и валторна сделали все, чтобы оставить о себе неприятные воспоминания. Постоянная фальшь, киксы, неритмичность: складывалось ощущение, что присутствуешь на отчетном концерте кафедры духовых инструментов музыкального училища.

Подобные же эмоции возникали и на концерте-открытии, где Юстус Франц играл 22-й фортепианный концерт Моцарта и дирижировал Госоркестром. Замечательный менеджер, превративший средний оркестр "Филармония наций" в звездный, собирающий по всей Европе полные залы, время от времени еще и играет на рояле - что называется, для души. В такие моменты хочется бросить работу, потому что рецензировать очень плохого пианиста очень неприятно. Ладно бы просто плохо играл, так еще и дирижировал. Но природа пока не знает примера (кроме, пожалуй, все того же Плетнева в лучшие времена РНО), чтобы музыкант и играл, и дирижировал одновременно хорошо. Обычно либо быстрые, виртуозные части получаются неритмичными, либо медленные, свободные - метрономичными, то есть слишком ритмичными. Юстус Франц - не Плетнев, да и Госоркестр - не РНО. В результате легкий по идее, изящный и светлый концерт на протяжении 30 минут бился в судорогах несыгранных пассажей, вопиющей фальши и полного отсутствия в нем самого главного - Моцарта.

Моцарту на фестивале вообще пришлось несладко. Сначала его терзал Юстус Франц. Потом Венский камерный оркестр, играя на бис До-мажорный дивертисмент, превратил венского классика в одноименные ему конфеты. Дивертисмент был приторно сладеньким, пустым, неестественно быстрым и совершенно мертвым. "Зальцбургская" симфония в исполнении "Виртуозов Москвы" и Владимира Спивакова была омрачена некачественными духовиками. А на закрытии Концертную симфонию для скрипки и альта с оркестром усердно третировали Юрий Башмет в сговоре с Виктором Третьяковым. То, что довольно полезное изобретение под названием "репетиция" звезды считают лишним для себя, бросалось в глаза сразу. Моцарт был принесен в жертву непрофессиональной публике, разжеванный до яркости, пошлости и откровенной халтуры. Публика осталась довольна.

В целом же все у организаторов получилось. Огромное количество звезд. Красивый новый зал со стеклянным потолком. Черешня, разряженные дамы, светские разговоры, аншлаги, шампанское рекой┘ Вот только зачем было делать фестиваль музыкальным - непонятно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1687
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1047
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
761
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1041

Другие новости