Арт-сезон окончился. Пришла пора премий. Итоги Госпремии в области изо стали известны "НГ" на днях. Главную национальную награду в День независимости России разделят Сергей Алимов, Павел Никонов и Александр Ситников. Так сообщил источник "НГ" в кругах, близких к раздаче слонов. Премию в области дизайна получит славный коллектив под руководством Сергея Бархина.
Начнем по старшинству. Павел Никонов - самый известный среди номинантов. Типичный шестидесятник. Его творческая биография началась вместе с оттепелью - коллективными выставками в залах СХ, которые выглядели значительно "левее", чем было разрешено дотоле. Никонова можно причислить к художникам "сурового стиля" (это такой романтический соцреализм - изображение типичных героев в нетипичных обстоятельствах). Одна из вершин его пути в искусстве - картина "Геологи" (вот где были романтические мужчины шестидесятых - в геологической партии). А логичный результат его творчества - почетное место в новой экспозиции Третьяковской галереи с этими самыми "Геологами" (впрочем, их уже заменили зачем-то на другую, много худшую картину). Но в последние, "свободные", годы Никонов дошел почти до абстракции. Можно считать Госпремию подарком к его дню рождения (Павел Никонов родился 30 мая 1930 года) от Ассоциации искусствоведов (именно она выдвинула Никонова). Честь и хвала "Геологам".
Сергей Алимов (р. 1938) - единственный достойный выдвиженец от Союза художников России. Эта организация, как всегда, старается брать Госпремии не умением, а числом - выдвинут дюжину, кто-нибудь авось да пройдет. В нынешнем году их 8 - кандидатов на Госпремию от Союза художников (из 14 номинантов по отделу изо). Алимов - лучший в Москве художник-кукольник (если не считать неподражаемого Резо Габриадзе). Пару лет назад придумал декорации для "Пиковой дамы" в Театре Образцова: фактически за них и награжден (элегантная формула премии-2001 "работы по произведениям классиков русской литературы" призвана затушевать тот факт, что Алимов был номинирован год назад - не прошел и теперь вот снова выдвинут за те же самые работы). Профессии иллюстратора, аниматора и т.д. и т.п. позволяли в оны годы избежать необходимости экстаза. Просто делать то, что нравится, не сливаясь в едином порыве ни с зубрами соцреализма, ни с монстрами нонконформизма. Чем Алимов успешно занимался и занимается.
Сергей Бархин - погодок своего тезки Алимова. Бархин окончил МАРХИ, но работал с конца шестидесятых в театре. И продолжает оформлять спектакли до сих пор: делал он это с Олегом Ефремовым, Юрием Любимовым, Валерием Фокиным, Камой Гинкасом. А с 1995 года работает главным художником Большого театра. Выдвинут СТД. Причина - выставка "Большой театр в Большом Манеже". Отметить чисто театрального художника за выставочный дизайн - значит дать премию не по адресу. К тому же у Бархина в этом проекте на роли подмастерья - Борис Мессерер (Бархин - худрук, а Мессерер - художник: оцените разницу). Мессерер действительно известен тем, что сделал выставочный дизайн в Москве из прикладного ремесла высокой профессией. Так что люди, конечно, хорошие, но вот не Бархину быть худруком у Мессерера.
Александр Ситников (р. 1945) - типичный семидесятник. Родился в селе, окончил Суриковский институт в самые застойные годы. И ушел от реальности в живопись-живопись-живопись - есть в ней и человеческие фигуры, и геометрические узоры. Тогда, конечно, это выглядело "левым МОСХом", а сейчас мимо картин Ситникова можно пройти, не обратив внимания - в меру красиво и в меру знакомо, - ничего особенного на общем фоне коммерческого искусства (Ситников был выдвинут на Госпремию галереей "Сегодня"). Еще одна деталь его биографии - участие в знаменитом аукционе Сотбис в 1988 году.
На самом деле интересно не то, что рознит лауреатов, а то, что их роднит. Алимов и Никонов - новоизбранные академики художеств (год назад, в 2001-м, Зураб Церетели расширил академический состав). Они же - преподаватели вузов, Никонов ведет мастерскую в Суриковском, Алимов - во ВГИКе, а Бархин вдобавок - в РАТИ. Двое - Алимов и Ситников - будут награждены за выдержку (то есть умение ждать Госпремии второй год). Бархин с коллективом и Алимов (причем по разным номинациям - изо и дизайн) награждены фактически за театральные работы. Добавлю еще, что среди лауреатов найдется пара народных художников. Так что можно составить типичный портрет лауреата Госпремии.
Лауреат родился в первой половине прошлого века. Пик его славы уже позади, и теперь он пожинает лавры - профессорствует, получает звания и награды. Когда-то по молодости лет лауреат был человеком "левых" взглядов, но давно уже остепенился - и теперь тихо плывет по течению. А на "новое" смотрит свысока: забавы молодых, чем бы дитя ни тешилось...
Сергею Шутову надо подождать. Лет 20 - до тех пор, пока его инсталляция "Абак" не покроется такой же пылью музейного забвения, как живопись Никонова или Ситникова. Что нам Венеция с ее биенналью... А Госпремию в новом веке окончательно можно переименовать в "премию за заслуги". И сразу давать к ней медаль "За выслугу лет в искусстве".