0
1134
Газета Культура Интернет-версия

29.05.2002 00:00:00

Драма в ритме вальса

Тэги: соломин, память


Умер лучший доктор Ватсон и самый искренний Чацкий. Никто не умел работать в амплуа простака столь тонко, глубоко и неожиданно, как этот актер. Ватсон стал его коронной ролью, видимо, не случайно. Советскому кино необходим был великий Чудак, приватный любитель приключений. Этот герой воплощал у Конан Дойля сопротивление чопорности и скуке слишком стабильной и пуританской Англии. Этот же герой оказался весьма кстати в борьбе с теми же бедами, но уже советских людей. Когда этого уже никто не требовал и не ждал от отечественных актеров, Виталий Соломин создал в театре и в кино образы добрых, по-настоящему положительных героев - правда, сделал это в основном не на современном материале. Соломин заставлял поверить в то, что бывают абсолютно неиспорченные и понятные люди и что они оказываются не менее интересны, чем двойственные и загадочные. Видимо, и в своей душе Соломин сохранял непомерную степень открытости миру - современная жизнь этого не прощает и изматывает человека раньше времени.

Соломин совместил в своем творчестве лучшие традиции школы Малого театра и высокий психологизм школы Станиславского. Это позволяло актеру с равной органичностью существовать как в жанровом искусстве, так и в абсолютно реалистическом. Драма и мелодрама, фарс и высокая комедия были подвластны актеру как четыре родных и любимых стихии. И даже в мюзикле по "Свадьбе Кречинского" Соломину удавалось то, чего не могли многие иные исполнители, - и петь и играть с той легкостью, какая должна быть присуща инфернальному любовнику, одержимому страстью не столько к конкретной женщине, сколько к жизненным триумфам.

Виталий Соломин был одним из немногих, кто великолепно владел искусством перевоплощения - и при этом никогда не растворялся в создаваемых образах. Он везде был по-хорошему узнаваем, не приедался и не повторялся. Он не просто играл на полутонах, но по мере освоения роли не уставал находить все новые и новые нюансы. В то же время Соломин был склонен то и дело взрывать сдержанный рисунок роли неожиданными эскападами. Кажется, никому не удавалось так органично упасть, влетев в дом Фамусова. За последнее время трудно назвать другого актера, который бы ощущал всей своей натурой тот реальный градус страстей, которые кипят в душах героев, именуемых тихими чеховскими интеллигентами. Соломин был способен показать, что люди эпохи безвременья накануне смены исторической формации живут отнюдь не вяло. Они пребывают в состоянии аффекта и бешенства от собственного бессилия, от ностальгии по глупо угробленной молодости и от ненависти к окружающей безнадеге. Поэтому Соломин столь отчаянно и комично играл пьяного Астрова - вступающего ногой в какой-то таз и разглагольствующего, кренясь вбок, пошатываясь, но блистая остроумием. Это была сцена счастливого забытья и временного освобождения от той драмы жизни, которая навсегда останется с героем. Но более всего знатоки пьесы ценили последующий перелом в образе, когда Астров приходит в себя после ночного угара и как бы замыкается от внешнего мира в холодную скорлупу из чопорной вежливости и уже циничных шуток.

Иные герои Соломина с особым рвением и талантом отдавались легкомыслию и, казалось, были созданы для кутежей, как Бони из "Сильвы". Виталий Соломин изящно порхал в ритме вальсов, но всегда был готов в этом же ритме играть и серьезную драму, и трагедию.

Обратной стороной внешней веселости и дурачества оставалась внутренняя раздвоенность, разочарование в жизни и, главное, в себе самом. Такой несчастливый скепсис и ощущение своей никчемности жили и в герое "Зимней вишни". Такой бездонной тоской оказывался полон нестарый и даже подтянутый Иванов в чеховской постановке, которую недавно осуществил сам же Соломин в Малом театре. В этот образ, замыкающий ряд "лишних людей", Виталий Соломин привнес пронзительную личную ноту - ощущение своего одиночества не во внешнем мире сытых и ограниченных людей, а внутри собственной души. Соломин сыграл человека, который сам с собой замучился, потому что слишком хотел быть лучшим, подлинно неординарным и талантливым в построении своей судьбы собственными руками. Такие люди всегда слишком строго судят себя и не умеют смиряться с поражениями. Поэтому такие люди не отличаются живучестью. Они растрачивают свои душевные силы слишком быстро и слишком безжалостно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
651
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
559
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
481
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
629

Другие новости