Пару лет назад, будучи председателем каннского жюри, бледнолицый канадец Дэвид Кроненберг способствовал вознесению своих бельгийских братьев Жан-Пьера и Люка Дарденнов. Их фильм "Розетта" - пролетарская драма, снятая в чуждой Кроненбергу-режиссеру "догматической" манере, - концептуально получил "Золотую пальмовую ветвь". В конкурсе этого года новая картина Кроненберга "Паук" (Spider) парадоксально - но в стиле Канн и его режиссера Жиля Жакоба - выступает в конкуренции с последним фильмом братков Дарденнов "Сын" (The Son).
Ральф Файнс, отталкивающий британский актер, выступает здесь в роли живого анахронизма - инфантильного страдальца Спайдера, городского сумасшедшего, бубнящего себе под нос абракадабру и записывающего что-то в блокнотик, глубоко упрятанный под коврик в пансионе для душевнонеуравновешенных. Письмена эти - как паук нацарапал. А еще он плетет из льняных веревочек паутинки, собирает в кармашки всякие штучки-мелочи, ходит в четырех рубашках сразу, видит галлюцинации своего детства, из которого он так и не вышел, лежит в ванной на боку... Чудит понемногу.
Кроненберг - режиссер великий, самодостаточный и подпитывается только литературой, втягивая, как паук в свою паутину, то Джеймса Балларда, то Уилльяма Берроуза. На этот раз сценарной основой послужил некий бестселлер неведомого (мне) персонажа по фамилии МакГраф. МакГраф даже пытался что-то блеять в тему на пресс-конференции, но предельно неубедительное.
На этот раз Кроненберг в эстетике пятидесятых создает гнетущую кафкианскую атмосферу, окрашивая изображение в серо-зеленые цвета всепожирающей обыденности субурбии. Миранда Ричардсон виртуозно выступает сразу в трех ролях, играя фирменных кроненберговских двойников, рожденных расщепленным сознанием Спайдера. Гэбриэл Бирн предстает в классической для любого ирландца роли Отца. Джон Невилл - волшебный Мюнхгаузен Терри Гилльяма - виртуозно патронирует Паука в его последнем пристанище, при этом оставаясь тоже "не в себе".
Фильм хорош, совершенен, дополняет кроненберговскую картинку мира с его персонажами мутантами, изменяющими человеческой природе любыми невозможными способами. Метаморфозы его отродья - милых выродков типа сканнеров, хирургов-близнецов, мадамов Баттерфляй, жителей интерзоны, людей-мух, мурашек - уже создали целое виртуальное пространство: "Мир Кроненберга". Их экзистенция не пострадает с появлением новорожденного жителя - Спайдера-Паука, тем более что он не страдает дубовым простодушием подросткового паука-добряка, человека-паука от Сэма Рейми.
Но все же "Паук" - это какой-то другой Кроненберг. Спаренный с каким-то МакГрафом. Это несколько и не Кроненберг. Это даже уже Йос Стеллинг какой-то. Тут кино уже не про метаморфозы. Триллер зачем-то, про то, как парень сбрендил, перепутал чего-то, любимых родственников стал кем-то подменять. Психоаналитическая беда с ним приключилась. Загадка куда-то делась. Глубина исчезла. Голое совершенство без глубины осталось. Но страшновато все это, конечно. Мрачно. Задевает. Как всегда у Кроненберга. Хочется в ванной полежать на боку, подумать, отвлечься.
Ждем фильма Гаспара Ноэ "Необратимое" (Irreversible). Назначен только один ночной показ этого конкурсного фильма. Он должен смести Каннский фестиваль. Супру-ги Моника Белуччи и Венсан Кассель должны нас сильно удивить. Ждем обоих Дарденнов, Полянского и Аки Каурисмяки.
А Сокурова тут все ругают на чем свет стоит. Говорят, полуторачасовой рекламный клип снял.
Канн